Какой будет процедура тестирования для четвертых и девятых классов и когда это заработает – узнавали журналисты сайта "24".

Бесспорно, применение системы внешнего независимого оценивания как такового – заметный шаг в реформировании и совершенствовании украинского образования, удачная попытка преодолеть коррупцию на "ниве образования". Ведь внешнее тестирование – действительно немалый шанс без денег и "блата" попасть в престижный ВУЗ и почувствовать, что 11 лет не были проведены впустую.

Теперь систему независимого оценивания в Минобразования планируют ввести для девятиклассников и четвероклассников. Правда, для последних с помощью процедуры ВНО планируют только мониторить качество образования в начальной школе.

Что планируют сделать?

Сейчас вопрос о введении ВНО после получения начального и среднего образования – на уровне обсуждения, отметила в комментарии сайту "24" экс-заместитель министра образования, вице-президент Киевской школы экономики Инна Совсун.

Конечное решение – за парламентом. Введение ВНО в четвертом и девятом классах – одна из норм, прописанных в законопроекте "Об образовании", которым предусматривается переход на 12-годичную систему среднего образования. При этом последние 3 года обучения в старшей школе будут профильными, но пока законопроект не приняли – можем говорить лишь о дискуссии по этому вопросу, говорит Совсун.

Последние 3 года обучения в старшей школе будут профильными

Однако экспертная среда более-менее уже пришла к общему мнению. Оно заключается в необходимости проверять качество обучения учащихся не только после окончания 11 класса, когда можно зафиксировать уровень подготовки (однако поздно что-то исправить), но и отслеживать уровень достижений учащихся на протяжении обучения, когда есть возможность исправить недостатки в подготовке – объясняет экс-заместитель министра образования.

При этом, по словам Совсун, важно не "затачивать" всю систему образования лишь под подготовку к этим экзаменам.

Например, нынешний формат сдачи ВНО с вопросами и несколькими вариантами ответов, априори предполагает проверку каких-либо фактов, данных, которые ученик заучил и фактически исключается проверка того, насколько человек умеет анализировать,
– отмечает Совсун.

Поэтому необходим другой формат экзаменов, отмечает она. Как вариант – тесты с открытыми вопросами. Когда надо не просто вспомнить, в каком году происходило определенное историческое событие, а объяснить, как повлияло то или иное событие на дальнейшее развитие ситуации в стране или определенной сфере.

Если экзамен будет составлен как вопрос-ответ, соответственно детей так и будут готовить – заучивать даты, какие-то данные, а не анализировать вопрос решать комплексные задачи,
– отметила Совсун.

К открытым вопросам подготовиться сложнее. Фактически, подготовка к ним – это качественное изучение определенного предмета.

Для четвероклассников – только мониторинг

В начальной школе несколько сложнее, говорит Совсун, ведь там маленькие дети. Поэтому в первую очередь необходимо минимизировать уровень стресса для них и проводить проверку по окончанию начальной школы, не "травмируя" детей: в своей школе, со своими учителями, в максимально дружественной к ребенку форме.

Внешнее независимое оценивание после четвертого класса для всех учеников вводиться не будет. Это будет определенная система мониторинга уровня подготовки детей после начальной школы.

То есть речь идет о проверке на определенной статистической выборке, которая позволит отследить уровень подготовки четвероклассников по стране в целом или конкретном регионе. Например, чтобы посмотреть, эффективно ли работает новая учебная программа. Это должно быть мониторинговое исследование, а не ВНО,
– объясняет экс-заместитель министра образования.

Следовательно, это не должно влиять на возможность учиться, к примеру, в той или иной школе. О том, что по результатам экзаменов после начальной школы учеников будут распределять по разным школам по уровню подготовки, речь не идет. Это было бы некорректно и неправильно с точки зрения образовательной политики и международной практики, отмечает Совсун.

В 2022-м?

В любом случае применение ВНО в 4 и 9 классах, сейчас не больше, чем просто решения, отраженные в проекте закона об образовании. Как рассказал в комментарии сайту "24" директор Украинского центра оценивания качества образования Вадим Карандий, заявления, которые сейчас звучат по поводу независимого оценивания в средней и начальной школе, являются поспешными. Реально о подобных введениях можно говорить, когда этот проект станет законом.

Я думаю, в той или иной форме это произойдет. Но для этого нужно, во-первых, изменения в украинском законодательстве, во-вторых, чтобы были наработаны соответствующие технологии,
– отметил Карандий.

Не обязательно, добавляет он, что ВНО для четверо- и девятиклассников должно быть похожим по форме проведения ВНО как для одиннадцатиклассников. У каждого из них будет своя форма.

Это требует подготовки: кадровой, технологической, финансовой. Для этого нужно время. Должно пройти несколько лет перед тем, как это станет общеобязательной формой контроля,
– подчеркнул директор УЦОКО.

По его словам, мониторинговые исследования в начальной школе уже в процессе разработки. Планируется, что они должны быть введены со следующего учебного года. Однако, подчеркивает Карандий, это не "классическое" ВНО, а своеобразный контроль, который будет выявлять тенденции качества начального образования.

После четвертого класса введут мониторинговый контроль для проверки качества образования в начальной школе, а не традиционное ВНО

Что касается старшей школы, отмечает директор УЦОКО, многое зависит от планов реализации проекта "Новой украинской школы" (цель которой – научить учащихся критически мыслить, ставить цели и достигать их, уметь работать в команде, владеть современными навыками и тому подобное). Согласно этому проекту изменения, которые должны произойти в средней школе, предусматривают пятилетний срок. То есть на конкретные "трансформации" средней школы, в том числе и введения ВНО, реально можно рассчитывать, в 2022-2023 годах.

Меньше стресса

С тем, что введение такого независимого тестирования – процесс не одного месяца или года, соглашается Инна Совсун. Не стоит делать это, подчеркивает она, срочно в следующем или этом году. Только до пилотирования ЗНО после 11 класса готовились 5 лет, напоминает экс-заместитель министра образования. Необходима, прежде всего, ресурсная подготовка. К примеру, если ввести открытые вопросы в тестах, это автоматически увеличит стоимость экзамена, потому что надо будет платить преподавателям за их проверку.

Читайте также: Учителям могут запретить заниматься репетиторством

А вот будет ли государственная итоговая аттестация, после введения ВНО в 9 классе – вопрос, который сейчас тоже "разбирается". Фактически ВНО могло бы заменить государственную аттестацию. Необходимо лишь выбрать формат. Если бы удалось совместить это все в одном экзамене – для учеников было бы гораздо меньше нагрузки и стресса.

Реформа начальной и средней школы – только на старте. Пока что далекая финишная прямая предусматривает совершенно новый подход к обучению и оценке уровня знаний школьников, современные стандарты с применением информационно-коммуникационных технологий. Новая украинская школа, которая должна не только дать знания, но и научить пользоваться ими, успешно реализоваться в жизни, на работе, семье. Все это реально и будет – нужно только время. Ну и, конечно, ресурсы, новые кадры и финансирование.

Реформа образования предполагает совершенно новый подход к оцениванию знаний

Читайте также: Дети бывших министров и нардепов поступали в ВУЗы по фейковым ВНО