Одна из причин создания военной полиции, как сообщила помощник министра обороны Татьяна Рычкова — это громоздкая и неэффективная процедура привлечения к ответственности военнослужащего, совершившего административное правонарушение. Кроме того, эта процедура очень затягивается во времени — начиная с момента задержания нарушителя и до привлечения его к ответственности с последующей передачей документов в суд.

Западная практика

В общем, украинские политики не придумали чего-то нового — военная полиция существует в большинстве европейских стран, США и Канаде (кстати, именно канадцы пообещали предоставить Украине средства на создание такой полиции).

В частности, в Великобритании и Канаде численность военных полицейских составляет 2% от общего количества военнослужащих, в США — 3-4%, во Франции — до 10%. Военная полиция США насчитывает более 30 тысяч человек. Американские военные полицейские поддерживают дисциплину среди военнослужащих, ведут расследование военных преступлений, а также принимают участие в проведении антитеррористических мероприятий.

Численность личного состава военной полиции в Германии еще больше — около 4,5 тысяч человек, которые охраняют военные объекты, органы управления, обеспечивают безопасность транспортных перевозок, поддерживают дисциплину в военных формированиях. В Великобритании численность военно-полицейских подразделений превышает 5 тысяч человек. В стране туманного Альбиона полиция Минобороны обеспечивает безопасность военнослужащих, охрану вооружения, военной техники и имущества на военных объектах. Похожие структуры есть также в Японии, Израиле, Италии, Франции, Китае, Нидерландах, Иране, Турции, Индии, Пакистане.

Военная полиция Швейцарии комплектуется из полицейских, которые проходят срочную военную службу. Функции военной полиции те же, что и у полиции вообще. Военная полиция, как и гражданская, имеет право задержать человека на 12 часов. А дальше суд должен принять решение о дальнейшем содержании под стражей. Кстати, самым распространенным военным преступлением там является уклонение от воинской обязанности — 70% от всех рассмотренных дел.

Кроме того, в Швейцарии работают военные суды и военная прокуратура. Швейцария имеет военный кодекс, предусматривающий военные преступления. Все преступления, совершенные военнослужащими, подлежат юрисдикции этих судов. Но дисциплинарные взыскания, к которым относится и краткосрочное заключение под стражу, накладываются командирами воинских подразделений.


В Швейцарии есть военный кодекс и военный суд

В Швейцарии есть 14 военных судов первой инстанции, а также три апелляционных суда, где все судьи — гражданские лица. Генеральная прокуратура обеспечивает надзор за законностью.

Украинский вариант

На самом деле создание военной полиции в Украине предполагалось еще в начале 2015 года. Тогда соответствующий законопроект зарегистрировали два депутата от фракции БПП — Виктор Король и Николай Паламарчук. Собственно, такая идея была актуальной. В стране, на тот момент, уже полным ходом фактически шла война на Донбассе. А там, где война — там уровень преступности растет. К сожалению, в зоне АТО немало случаев пьянства, мародерства, контрабанды. Национальной полиции не под силу расследовать все эти преступления. Тем более, что военные преступления имеют определенную специфику.


В зоне АТО уровень преступности очень высок

Напомним, согласно законопроекту, военная полиция — военное правоохранительное формирование, задачей которого будет обеспечение правопорядка среди военнослужащих, военнообязанных и резервистов во время прохождения ими военных сборов; предотвращения, выявление уголовных и других правонарушений, совершенных военнослужащими, а также работниками Министерства обороны и Вооруженных сил Украины, их раскрытие и прекращение.

По мнению авторов, такая полиция усовершенствует организацию обеспечения правопорядка и законности в Минобороны и Вооруженных Силах Украины, правоохранительных органах специального назначения и других военных формированиях. Также обеспечит возможность эффективно и оперативно осуществлять расследование наиболее распространенных военных преступлений, что положительно повлияет на уровень национальной безопасности государства.

Однако, год назад этот законопроект по неизвестным причинам не был принят Верховной Радой. Возможно, из-за определенного его несовершенства. Как тогда отметил эксперт Николай Хавронюк, законопроект противоречит Конституции. В частности, нарушает статью 17, в которой четко определено, что военные формирования, в отличие от полицейских органов, никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод человека.

Согласно законопроекту, права военнослужащих ограничиваются другими такими же военнослужащими. Такое ограничение может осуществляться только специально подготовленными лицами, выполняющими полицейские функции. Поэтому военную полицию нужно создать как воинское формирование. Но тогда она не может выполнять следственные и оперативно-розыскные функции, а только функции охраны. По его словам, если же военной полиции хотят предоставить следственные функции, тогда она не может состоять из военнослужащих, а это должны быть либо госслужащие, либо специалисты с рангами.

То есть, либо нужно вносить изменения в Конституцию, либо создавать такое подразделение не из военных, а из обычных полицейских. Что тоже не совсем целесообразно.

Также не совсем понятно, кто будет защищать права подозреваемых в военных преступлениях, ведь каждый имеет право на защиту. Могут ли это делать адвокаты, специализирующиеся на уголовных делах? Насколько компетентны суды общей юрисдикции? Когда-то существовал военный трибунал, однако к его беспристрастности было много вопросов. Военных судов нет, хотя соответствующий законопроект №2557 зарегистрировали Сергей Пашинский и Иван Винник год назад, но он до сих пор не принят. Хотя военная прокуратура и расследует военные преступления и передает их в суд, приговор судьи выносить не спешат. Логичнее было бы, чтобы такие дела рассматривали специальные суды.

Судья суда общей юрисдикции не может проводить судебное разбирательство вне помещения суда. Это чисто техническая проблема. Но в любом случае он не может все бросить и ехать на процесс в другой конец страны. Военные также, если идут боевые действия, не могут под конвоем доставить подозреваемого в другой регион, поскольку покинуть позиции — это серьезный риск.


Оставлять боевые позиции для конвоя подозреваемого — большой риск

Есть еще один момент — военная тайна. Если преступление связано с военной тайной, то обычный суд не может его рассматривать. То же самое можно сказать об адвокатах.

Поэтому, принимая закон о военной полиции, необходимо продумать многие детали. Военная полиция не должна дублировать функции прокуратуры и Национальной полиции. Полиция не может использовать в собственных целях высшее руководство для наказания неугодных им рядовых военных. Надо также учесть ошибки, которые были допущены при создании Национальной полиции. А то получится так, что создать очередной орган — создали, а эффективность — низкая.

Читайте также: Судебная реформа: доступно о том, чего ожидать украинцам