Предыстория съемок

Год назад немецкий режиссер и продюсер Кристиан Зайдель приехал на Майдан и, пораженный увиденным, спонтанно начал снимать на свою маленькую камеру баррикады, людей и свечи.

В Европе он слышал о террористах в Киеве. Но усомнился и отправился взглянуть на правду собственными глазами. Так появился 90-минутный документальный фильм "Небесная сотня Майдана".

"Я заметил, что люди очень нуждаются в общении. По-моему, самое интересное в фильме — это дискуссия, которую он провоцирует. Одна женщина сказала вещь, которая меня сильно зацепила. Мы все страдаем от Maidan асе, от так называемого "майданной боли", сказала она. Это то, что людям сложнее всего пережить. В фильме я хотел рассказать историю Небесной сотни", — говорит Кристиан Зайдель.

Режиссер хотел показать всем, что Небесная сотня — не террористы, никакие не фашисты. Он также был в эти дни на Майдане и его шокировало то, что пропаганда называла всех этих людей фашистами и террористами. Таким образом она находила оправдание убийствам этих людей.

Эта информация частично распространялась и в Европе – Зайдель был просто поражен, как быстро пропаганда запустила корни.

Общение с семьями героев

Тогда он осознал, что должен поговорить с семьями Небесной сотни. Сначала хотел посетить семьи абсолютно всех, чтобы увидеть собственными глазами, действительно ли это преступники.

Пообщавшись с первой семьей, увидев этих людей, я был очень поражен и тронут. Например, дочь Александра Царька, маленькая Ника, тогда ей было четыре года, а сейчас пять. Это маленькая девочка, которая пережила смерть своего отца, увидев видео его убийства на iPad. Его застрелили на Институтской,
— говорит деятель искусства.

Автор фильма "Небесная сотня Майдана" рассказывает, что у девочки было больное сердце. И когда ее спросили, где ее отец, она показала на небо, засмеялась совсем легко и сразу стала серьезной. Такой опыт пережить очень непросто.

"Мы снимали еще дочь Сергея Шаповала, Ольгу, и его жену. А также семью Виктора Швеца – это три женщины, которые остались совсем одни, без отца. Он был так зол и сердит, что на Майдане 19-го февраля убивали людей, а особенно молодых людей. Он говорил, что пойдет помочь этим людям, хотел показать, что он стоит за ними. Этот человек, надо только взглянуть в его лицо, чтобы понять: это никакой не террорист. Он пошел и через час его не стало от семи сквозных огнестрельных ран", — отметил продюсер.

Убийцы не наказаны

Он добавил, что власть и снайперы, которые получили мандат, стреляли из крыш в собственный народ и убивали его. И то, что сегодня, через год после всех этих событий, не ведется никакой процесс, нет никакого расследования, кто эти убийцы, и кто поручил им убивать — это скандал. Возможно эти люди до сих пор сидят в своих креслах. Еще больший скандал, что никто в мире не принимает это во внимание.

Я не думал, что с тех спонтанных кадров, которые начал снимать, получится целый фильм. Как у режиссера — у меня практически всегда есть с собой камера. Ведь лучшие вещи, которые можно снять, происходят уже и сразу. Поэтому обычно я ношу с собой камеру. И в Киеве у меня она была с собой случайно,
— рассказывает немецкий режиссер.

Как сказал Кристиан, когда попал на Майдан, начал сразу снимать. Отснятые кадры были исключительными. И вещи, которые происходили там, тоже были незаурядными. Картинка зависела не столько от него, как от событий вокруг. Потом очень много простых украинцев и волонтеров начали режиссера в этом поддерживать.

Визит во Львов

Из этих случайных записей медленно родился проект. Позже художник поехал во Львов, чтобы посетить семью Богдана Сольчаника и Маричку Погорилко, его невесту, которая в этом фильме играет очень большую роль, ведь она потеряла своего жениха.

Также говорил и с друзьями Юрия Вербицкого убитого в середине января. Они также занимают в фильме важную роль.

"Когда я был в Европе, заметил что это не обычный народный протест, не обычное общественное движение. То, что происходило на Майдане, было прямым выражением желания народа быть свободным. Это не были какие-то себе люди, которые просто протестовали, радикалы, члены каких-то партий или иных организаций. Там была вся Украина", — вспоминает события режиссер.

Зайдель добавил, что Украину представлял небольшой круг людей, но на Майдане всегда были десятки, сотни тысяч активистов.

"Я из тех людей, которые верят, что путь, который идет от сердца, является верным путем. Головой мы контролируем много вещей, решаем различные проблемы. Но в своей жизни мы руководствуемся сердцем. И то, что делают политики — это попытка контролировать нас все больше. Это не их вина, они думают, что так будет лучше. Но в Украине политический режим был слишком эгоистичным. И люди пошли по зову сердца: нет, так нас больше не устраивает", — говорит автор фильма "Небесная сотня Майдана".

Украинский Майдан научил мир

По словам режиссера, Майдан научил мир хотя бы одного: что народ может определить конец правления власти, когда выходит на улицу. Но он не думает, что сейчас в мире известно, что это был зов сердца и прямое выражение демократии, воли народа.

Я считаю этот момент очень важным. И старался показать это в фильме. Конечно, я хотел снять его прежде всего для украинцев. Именно поэтому первым показываю его в Украине. Хочу увидеть, будет ли он признан украинцами. Когда увижу, что люди приняли его, покажу во всем мире – в Германии, Англии, Франции,
— говорит Кристиан Зайдель.

Продюсер хочет, чтобы Запад лучше понял, чем был Майдан. Кроме того, он хотел сказать этим фильмом украинцам, чтобы они не забывали, что герои Небесной сотни совершили. А это были не только погибшие, было много раненых, сотни тяжелораненых, которые также заслуживают достойного уважения.

Нельзя забывать, они совершили. То, что было достигнуто в феврале нужно поддерживать и сегодня, в другом случае все будут бесполезно.

Европа - не рай

Кристиан Зайдель говорит, что Украина не должна допускать одну ошибку – не стоит переоценивать Европу. Европа – это не идеальный континент и вовсе не рай. В Европе царит демократическая система, которая может быть немного лучше, чем та, которая действует здесь. Но Европа также допускает ошибки и имеет недостатки, негативные аспекты.

Когда медиа в Европе сообщали об Украине и Майдане, они публиковали фото, публиковали заголовки. Люди, когда видели эти фото и заголовки, делали из этого выводы о Майдане. И это был не Майдан, а лишь его отрывок, маленькая частица. В этом сложность. Очень важно передавать больше информации в Европу.

Языковой вопрос

Большой проблемой является языковой вопрос. Многие европейские журналисты для освещения украинских тем пользуются русским языком, с российскими переводчиками сотрудничают с российскими журналистами из Москвы. Многие люди в Германии, например, вообще не знают, что в Украине общаются на украинском языке. И даже сейчас.

"Я бы сказал, что ситуация даже ухудшилась. Потому что российская пропаганда имеет очень мощную силу. Например, в Берлине основали российский канал, чтобы распространять российскую пропаганду во всей Европе. И сейчас в Европе есть много лагерей с разными позициями относительно событий в Украине. Многие люди верят, что в Крыму состоялся демократический референдум. Они так думают, потому что они об этом слышали. Здесь надо быть очень осторожным", — отметил режиссер.

Из-за войны и других событий Майдан и Небесная сотня практически забыты. С тех пор многое произошло. Поэтому собственно Зайдель и сделал фильм, чтобы эти события не были забыты. Потому что это – источник той ситуации, которая есть сегодня. Однозначно это положительный источник.

Третий Майдан необходим

После просмотра фильма во время дискуссий много говорили о третьем Майдане. Автор считает, что третий Майдан необходим немедленно. Потому что о том Майдане с его духом быстро забывают. Сейчас дух, который царит в Украине – это дух войны. А война – это убийства, кровопролитие.

Майдан был народным движением, выражал его демократические стремления. И это нужно продолжать. Майдан-3 не означает, что на Майдане снова соберутся люди, повторится прошлогодняя ситуация. Это может быть какая-то другая деятельность. Майдан-3 должен требовать личного участия каждого человека.

Думаю, что Майдан-3 будет означать развитие тех идей, духа, мотивации, которые двигали в том числе и этими погибшими героями. И что украинский народ не сломается в условиях войны. Майдан-3 для меня означает, что Украина должна быть независимой,
— говорит немецкий продюсер.

"Украина достаточно большая, с великой культурой, мощным экономическим потенциалом. Это страна, которая может быть сама себе континентом. Она не нуждается в России или Европе. Украина может предстать из собственного потенциала", — подчеркнул Кристиан Зайдель.