Проблемы в Красноармейске и Мариуполе

— Организационные проблемы имеют место во многих регионах, но общий уровень проведения приемлемый. Главные трудности связаны с бюллетенями — не на всех участках они есть. Есть проблемы с работой комиссий на утренних заседаниях — не всегда допускали наблюдателей.

На выборы в Мариуполе и Красноармейске повлиял вопрос политической воли. Организационные вопросы были лишь инструментом для того, чтобы не допустить проведения голосования там.

— Например, говорят, что бюллетени не имеет права печатать частное физическое лицо. Именно за это заблокировали работу участков в Красноармейске и Мариуполе. Но в Николаеве такая же ситуация не стала преградой. Имеем двойной подход к голосованию.

— В Мариуполе комиссия часто нарушала сроки выполнения большинства операций, всячески откладывала печать бюллетеней. Потом указала на это обстоятельство: мол, бюллетени печатает не то предприятие. Сегодня ночью Центральная избирательная комиссия разрешила использовать эти документы.

Но утром Территориальная избирательная комиссия нашла распакованную пачку с бюллетенями. Тогда они просто отказались их забирать. Не думаю, что это технические трудности.

— За эту ситуацию есть целый круг ответственных лиц: партии, участвовавшие в выборах, Военно-гражданские администрации, комиссия из народных депутатов. Зато избиратели сегодня лишены местного самоуправления, что является нарушением международных требований.

— Законодательством эта ситуация не предусмотрена. То есть, провести повторные выборы практически невозможно. Внесение быстрых изменений до соответствующих норм — фактически не является реалистичным. Подготовка к проведению выборов за короткий срок тоже невозможна.

Слабости виборочого законодательства

— Оказалось, что сорвать выборы на организационном уровне возможно. Это слабости законодательства. Его надо изменять для будущих выборов.

Фактически, мы ничем не пытаемся напугать организаторов подкупа. Сейчас фиксировались подобные случаи, открывались уголовные производства. Но будут ли они доведены до конца?

— Важно, чтобы все эти факты имели максимальную огласку, чтобы их невозможно было замолчать. Это нужно для того, чтобы на этапе досудебного следствия и судебного рассмотрения невозможно было избежать бездействия.

За этими выборами совсем не привлекают к ответственности избирателей, которые соглашаются быть подкупленными. Сложность в том, что того, кто берет деньги, пугают ответственностью. Поэтому узнать об этих случаях почти невозможно.

— Явление журналистов-титушек является очень вредным для профессиональных журналистов. Относительно выборов, это явление надо рассматривать в нескольких плоскостях. Если эти люди не имеют легитимного удостоверения журналиста, то их надо просто задерживать для получения объяснений. Если они оказывают физические противодействия избирательному процессу, то такие лица должны отвечать перед законом как граждане.

Нарушение "Дня тишины"

Чтобы "День тишины" работал, надо или вводить эффективные санкции за нарушение его условий, либо отказываться от него как такового.

— Отмена "Дня тишины" поставит партии в равные условия. Ведь есть добросовестные кандидаты, которые отказываются от агитации в это время. А есть те, которые нарушают закон, без всякого страха, что они будут за это наказаны.

— Если же вводить санкции за нарушения запрета агитации, то это должна быть ответственность не только того, кто заказывает рекламу, но и того, кто ее размещает.