Несмотря на то, что планомерное уничтожение армянского населения в Османской Турции началось ещё с конца ХIХ века, в качестве мемориальной даты выбрали именно 24 апреля.

Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране чрезвычайно популярным стало мнение о необходимости "единения" всех представителе турецкой расы для противостояния "неверным". 24 апреля 1915 года реализация плана началась со Стамбула, где были арестованы около 800 представителей армянской интеллигенции, которые были убиты в течение нескольких дней. Так начался первый этап уничтожения армянского населения. Вторым этапом "окончательного решения" армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами. Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и "маршами смерти" женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей стали жертвами насилия. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам. В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Несмотря на то, что факт геноцида армянского народа в Османской империи признан многими государствами, Турция традиционно отвергает обвинения в свой адрес, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки. Острая реакция Анкары на процесс международного признания геноцида армян 1915 года в Османской империи является одной из главных причин сложных отношений между Турцией и Арменией.

О том, как сегодня относятся к факту геноцида армян в мире и почему важно не забывать и осуждать массовые преступления против человечества сайту "24" рассказала парижская украинка армянского происхождения, журналист Международного французского радио RFI Елена Габриелян.

Ты сделала серию репортажей, которая была посвящена годовщине геноцида армян. Что и кто из этой поездки впечатлили больше всего?

Серию этих репортажей мы назвали "По следам трагедии". Я думаю, что нужны, наверное, годы, для того, чтобы я смогла понять вообще значение этой поездки для меня. Ведь я поехала не просто как журналист, я вернулась на родину своих предков. Мои прадедушка и прабабушка были из Карса и Вана, городов, которые в начале ХХ века перешли под контроль Турции. В моей семье часто рассказывали истории моих предков, о том, как они покидали родные дома, как спасались. После геноцида никто из моей семьи не смог туда вернуться. Вот сто лет спустя, можно сказать, я осуществила мечту всей семьи.

В одном из моих репортажей я написала, что "возвращение на родину предков – это столкновение реальности с воображением". Думаю, что у каждого армянина в коллективной памяти, подпитанной чувством ностальгии, есть этот заброшенный дом, церковь и цветущий сад. Кажется, что эта воображаемая родина где-то существует и ждет тебя. Но вот посетила я впервые город Ван и увидела, что старый город полностью уничтожен, от церквей остались камни, а рядом построен новый город. Меня многое поразило. Например, в одной из деревень я увидела оскверненные искателями золота армянские могилы, и там же, прямо рядом с надгробьями, паслись козы. О потере родины у нас написано много произведений, поэм, но когда ты своими глазами видишь, что уничтожено было не только армянское население, но и все наследие, которое твои предки там оставили, то испытываешь боль. Словами это сложно передать.

Впечатлили меня и истории "скрытых армян". Я объездила несколько городов на востоке Турции и почти в каждом из них встретила людей, которые мне признавались, что у них есть армянские корни. Их предки были вынуждены принять ислам, чтобы выжить. Теперь некоторые начали возвращаться к своим корням, даже принимать христианство, учить армянский язык.

Что касается самих турок, то многие историю геноцида не знают, даже наоборот говорят, что армяне массово их убивали. В городе Игдире, на границе с Арменией, есть даже памятник и музей геноциду турок, который совершили армяне. Такая фальсификация истории меня впечатлила, особенно в городе, где не осталось ни одного армянина.

Можешь сравнивать отношение к геноциду армян в Украине и в странах Европы? Не только на уровне политиков, но и на уровне простых людей.

В Европе очень большая армянская диаспора. Она сформировалась именно вследствие геноцида. В конце ХІХ века, когда в Османской империи против армян начались погромы, Жан Жорес произнес во французском парламенте речь в защиту армян. Сегодня политическая элита Франции верна своим принципам, Париж принял геноцид армян, несмотря на шантаж и давление со стороны Турции. Многие политики по сей день цитируют отрывки из того выступления Жореса. Франция является той страной, которая приняла огромное количество армянских беженцев, спасшихся от геноцида.

Здесь самая большая армянская община Европы, образовавшаяся именно из потомков выживших. Они пытались делать все, чтобы сохранить свою культуру, но при этом стать французами. Думаю, у них это хорошо получилось. Здесь много французов армянского происхождения, действуют школы, ассоциации, культурные центры и церкви. Соответственно отношение политиков и самих французских граждан к тем историческим событиям однозначное.

В Украине проживают в основном армяне, переехавшие уже из советской Армении, где отношение к теме геноцида было другое, нежели в диаспоре. Вопрос выживания и сохранения своей культуры не стоял так остро. Что касается украинских политиков, что они тему армянского геноцида не поднимали. Затрудняюсь назвать причины, возможно, долгое время эта тема была для официального Киева не актуальной. Впрочем, признание геноцида армян – это не проблема Армении, Турции или христиан. Это проблема, которая касается всего человечества. Думаю, что во Франции это поняли еще во времена Жореса.

"Папа Римский не зря поставил в один ряд геноцид армян, преступления нацизма и сталинизма"

Франция – страна, которая, как мне показалось, наиболее трепетно (если это правильное слово) относится к этой дате. Это результат влияния диаспоры?

Думаю, что Франция не то, что бы трепетно, а просто правильно относится в этим событиям. Париж не ищет выгодных для кого-то слов, чтобы квалифицировать те исторические события, которые произошли в 1915 году. Это не влияние диаспоры. Когда Жорес произносил речь в парламенте, армянской диаспоры во Франции не было. Теме армянского геноцида было посвящено много коллоквиумов, конференций историков, проводились исследования архивов.

Исходя из опыта Армении, что Украине необходимо сделать для того, чтобы добиться признания голодомора?

Думаю, что о голодоморе нужно провести масштабную работу, с привлечением юристов. К тому же, мне кажется, что Киев должен признать и осудить события 1915 года, которые стали первым геноцидом ХХ века. Именно так недавно сказал и Папа Римский, поставив эту трагедию в один ряд с преступлениями нацизма и сталинизма. Если бы Европа вовремя признала и осудила геноцид армян, на мой взгляд, тех трагедий бы не было.

Армения, как я поняла, не замалчивала вопрос о геноциде армян равносильно и в советское, и в постсоветское время. Такое постоянное уважительное отношение к собственной истории повлияло на признание геноцида армян в мире?

На самом деле в советские времена вопрос геноцида начали поднимать только в середине 60-х годов. Его не то, что забыли, а о нем молчали, боялись говорить. Обращение к этой теме воспринималось, как пропаганда армянского национализма. Не нужно забывать множество историй армян, вернувшихся из диаспоры в 1947 году в Советскую Армению, которые были высланы сталинским режимом в Сибирь. Благодаря первому секретарю ЦК Коммунистической партии Армении Якову Заробяну Армения на государственном уровне впервые отметила 50-летие геноцида, тогда же и был построен мемориал в Ереване. Но на союзном уровне геноцид армян никогда не был признан и осужден.

Можешь ли ты сравнить отношение европейских политиков к геноциду армян и украинскому голодомору? В чем заключается разница?

Думаю, что на этот вопрос лучше ответят историки.

Уместно ли, по твоему мнению, проводить аналогии между геноцидом армян, голодомором и холокостом?

Думаю, что закономерно. Голодомор – это одно из преступлений сталинского режима. Повторю: Папа Римский в своем недавнем выступлении не зря поставил в один ряд геноцид армян, преступления нацизма и сталинизма.

"Массовые убийства армян воодушевили Гитлера своей безнаказанностью"

Стоит ли поднимать факты столь масштабных преступлений против человечества на поверхность, если они активно и не всегда уместно используются недобросовестными политиками?

Думаю, что не поднимать их на поверхность и не осуждать как раз и является признаком недобросовестности. Многим политикам свойственны манипуляции, но неопровержимые факты и доказательства подобных преступлений и есть то оружие, перед которым бессилен даже самый ловкий манипулятор.

Почему память о таких событиях – это важно?

Важна не только память о таких событиях, но и их осуждение. Иначе безнаказанность подает плохой пример. Посмотрите, что сегодня делает группировка "Исламское государство" против христиан, езидов, алевитов. Между прочим, исламисты разрушили армянскую церковь в сирийском Дейр-эз-Зоре, напали на армянское поселение Кессаб в Сирии. А там живут именно потомки тех, кто спаслись от геноцида. Американский специалист по исламу Эндрю Бостом как-то написал, что эксперты по вопросам геноцида часто утверждают: массовые убийства армян в Османской империи воодушевили Адольфа Гитлера своей предсказуемой безнаказанностью. Ведь лидер нацистской Германии, планируя истребление евреев, сказал: "В конце концов, кто говорит сегодня об уничтожении армян?".

В некоторых странах поднимался вопрос о выплате компенсаций наследникам погибших. Насколько тебе известно – как с компенсациями обстоят дела сейчас?

На этот вопрос, думаю, лучше ответят юристы. Он настолько сложный. Над ним работает целая группа, которая в конце марта подготовила доклад, который доступен на сайте группы.

Фото: rfi.fr