Принятый Радой и президентом законопроект определяет новую систему уплаты единого социального взноса и расчеты по оплате налога.

Как пояснил в комментарии сайту "24" экономический и политический аналитик Андрей Вигиринский, если раньше ставка единого налога для плательщиков первой и второй групп устанавливалась в процентах к размеру минимальной заработной платы, то в соответствии с законопроектом 5232 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году", теперь они привязаны:

- для плательщиков первой группы в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января;
- второй группы – в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января;
- третьей группы – процент от дохода.

При этом сами ставки оставили без изменений.

Важная привязка – ее изменили с минимальной зарплаты на прожиточный минимум, по банальным причинам: адаптации налогоплательщика, а также, чтобы не увеличивать на него нагрузку одномоментно,
– отметил Вигиринский.

Согласно тексту ст. 7 подписанного президентом "Закона о Государственном бюджете на 2017 год", прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 января 2017 составит 1600 гривен, с 1 мая – 1684 гривны, с 1 декабря – 1762 гривны.

Для плательщиков единого налога первой группы привязку изменен с минимальной зарплаты на прожиточный минимум, потому, несмотря на то, что ставка осталась той же, их фискальная нагрузка практически не изменилось. (В силу того, что минималка в 2016 году равна прожиточному минимуму в 2017 году). А вот в подписанном президентом 30.12.2016 года проекте 5132 для плательщиков единого налога II группы привязка к минимальной зарплате сохранена, тем самым фискальная нагрузка возросла бы вдвое (пропорционально росту минималки). Пример: 20% для 2-й группы: в 2016 году от 1600 грн это 320 грн в месяц; в 2017 году от 3200 грн это 640 грн в месяц.

Утверждение показателя прожиточного минимума на уровне 1600 грн является вынужденной мерой, убежден Вигиринский, ведь очевидно, что это искусственно заниженный показатель, который в актуальных ценах должен составлять не менее 3 тысяч грн.

Это вынужденная жертва для того, чтобы не увеличивать фонд оплаты труда бюджетников, по крайней мере, в течение нескольких лет, пока не будет сокращен дефицит пенсионного фонда. Поэтому пока ставка упрощенцев 1 группы привязана, нагрузка в части именно налога не изменится. С другой стороны, усматривалось бы закономерным и справедливым поступить аналогичным образом и в отношении плательщиков II группы, исходя из того, что им придется вдвое увеличить расходы на уплату ЕСВ. Впрочем, такие предложения достаточной поддержки среди парламентариев, защитников малого предпринимательства, похоже, не нашли,
– пояснил он.

ЕСВ с доходами и без

Другое дело – это уплата единого страхового взноса (ЕСВ). Смотрим закон 5130, подписанный президентом.

Ранее ЕСВ уплачивался ежемесячно в случае получения дохода (прибыли). Соответственно, если предприниматель не получил доход, то ЕСВ мог не платить. И многие, будучи зарегистрированными ЧП, часто и деятельность не осуществляли, и отчеты не сдавали, и ЕСВ не платили. ЧП, условно говоря был "подвешен": якобы и есть, но раз дохода нет, так и ЕСВ не уплачивался.

Теперь в соответствующем законе в положениях статьи 7 формулировку "сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль)" изменено на "сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц".

Ранее плательщик, который не получил доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце, вправе самостоятельно определить базу начисления в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса, но не менее размера минимального страхового взноса. То есть, мог определять, а мог и не определять. А теперь он обязан это делать,
– акцентировал аналитик.

А минимальный страховой взнос – это сумма единого взноса, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно 3200 на 22% = 704 грн.

Таким образом, тем, кто деятельность не осуществляет, стоит прекратить существование ФЛП, иначе по итогам года их ожидает неплохой счет от государства: 704х12 = 8448 грн.

Ничего личного – просто бизнес

Вывод, что лучше закрыть предпринимательство, чем платить ЕСВ из несуществующих доходов, быстро сделали немало частных предпринимателей. И такой "поворот сюжета" возмутил часть украинского общества. Во-первых – закрываться пришлось за 4 дня до конца года. Во-вторых – не заставит ли такая норма желающих заниматься предпринимательством время от времени делать это вопреки всему, но "в тени"?

В чем глобальный смысл этой новации? Кому мешает "висячий" нулевой ФЛП, без дохода, ни у государства, ни у налогоплательщика есть не просил, один отчет в год – и все? А в любой момент, какая деятельность началась/восстановилась, выставил счет, "капнули" деньги – заплатил налог и по итогам месяца тот же ЕСВ, сдал отчет и все,
– задала волнующий многих вопрос юрист Евгения Закревская.

ФЛП, котрый закрылся, точно ничего не заплатит государству, убеждена юрист. А если у него появится возможность что-то купить, продать, предоставить услугу и т.п. – человек сделает это за наличные, не как предприниматель.

Согласна с мнением Закревской и экс-директор департамента люстрации Министерства юстиции Татьяна Козаченко.

Сдирать деньги с тех, кто ничего не заработал, это новая победа власти. Это означает, что все ЧП, кто не имеет системного стабильного заработка, срочно закроются, а их деятельность и заработки будут государством загнаны в тень,
– написала она на своей странице в Фейсбуке.

Зато Андрей Вигиринский считает, что такой подход нужен.

В первую очередь те, кто на самом деле просто использовал форму предпринимателя и подавал пустые отчеты, что доход не получает, тем самым никоим образом не наполнял бюджет, теперь хоть как-то будет выполнять свои конституционные обязанности,
– отметил он.

Налоговая культура – тоже нужная вещь в нашем обществе, ее иначе, чем принуждением, не воспитать, считает аналитик.

Журналист Осман Пашаев тем временем поделился с соцсетью информацией, в Киеве уже очередь из ФЛПов, которые решили закрыться.

Впрочем, только время покажет, действительно ли Украина потеряла значительную часть качественных представителей малого и среднего бизнеса, или же налоговые новации таки пойдут на пользу украинцам и государству.

Читайте также: Легализовать все: игорный бизнес и "казино внутренних дел"