Прошлый год был одним из самых стрессогенных в истории независимости нашей страны. Уже ясно, что в наступившем году не будет легче. Однако нельзя сказать, что украинцы бросились скупать лекарства и взвинтили объемы продаж.

По итогам 2014 года совокупный объем продаж всех категорий товаров "аптечной корзины" (лекарственных средств, изделий медицинского назначения, косметики и диетических добавок) показал рост на 13,8%, согласно данным Helicopter View, опубликованным в газете Apteka.Ua. Но при этом количество реализованных упаковок сократилось на 11,4%, а в долларовом выражении объем продаж сократился на 20,2%.

Причина такого кажущегося дисбаланса кроется в росте цен. То есть украинцы могут купить на ту же сумму меньше лекарств. Средневзвешенная стоимость одной упаковки товаров "аптечной корзины" выросла на 28,5%, по данным Helicopter View.

Онлайн-торговля следует в тренде офлайна. На Allbiz фармацевтический рынок демонстрировал относительную стабильность в 2014 году.

Картина прошлого года мало отличается от предыдущих лет. Всплески и падения уровня посещаемости носили сезонный характер. Интерес к лекарствам традиционно снижается в летние месяцы (вероятно, дают о себе знать натуральные витамины и прогулки на свежем воздухе) и повышается осенью.

Примечательно, что средства, воздействующие на нервную систему, искали чаще всего в ноябре, когда людей традиционно охватывает осенняя хандра. А показатели января прошлого и этого года находятся на одном уровне.

В соответствие с сезоном распределялся поток посетителей, подбирающих средства для поддержания организма в тонусе. Весной и летом традиционно повышался интерес к фитотерапии, осенью – к синтетическим витаминам.

Поскольку на Allbiz широко представлены товары из категории В2В (бизнес для бизнеса), можно проследить, как менялся интерес не только к готовым лекарствам, но и к сырью для их изготовления, а также к медицинскому оборудованию.

За минувший год примерно на треть повысилась посещаемость страниц, где представлено фармацевтическое сырье. И по прошлому месяцу видно, что этот тренд продолжится и в наступившем году. Одно из объяснений – повышение спроса на отечественные препараты. Доля отечественных препаратов возросла в денежном выражении на 4,8% – до 71,5%, а в натуральном – на 3,3% – до 36,8%.

Как видно, резких всплесков в 2014 году не наблюдалось. А уже в январе стало ясно, что рост интереса к диагностическому оборудованию продолжится и в 2015 году.

Посещаемость на страницах Allbiz, где представлено специальное медицинское оборудование, колебалась в незначительных пределах. Всплески интереса к хирургическому оборудованию могут объясняться обострением ситуации в стране. На инфографике видно, что они совпадают с трагическими событиями – сначала во время Евромайдана, затем – в активных фазах вооруженного противостояния в зоне АТО. Можно предположить, что эти всплески генерируют волонтеры, закупающие, в том числе, и медицинское оборудование.

Итак, анализ статистики Allbiz подтвердил, что ажиотажа на фармацевтическом рынке в минувшем году не было не только в офлайне, но и в онлайне. Причина – падение покупательной способности и повышение цен. Повышение посещаемости страниц, где представлено хирургическое оборудование, происходящее синхронно с драматическими событиями, демонстрирует желание украинцев помогать друг другу. Позитив можно найти в растущем спросе на отечественную продукцию и на сырье для фармацевтики, зафиксированное, в том числе, и на Allbiz.

Существенное подорожание импортных препаратов подогревает спрос на украинские аналоги. Значит, отечественный производитель имеет все шансы повысить и укрепить свои позиции, особенно если будет инвестировать в отечественные фармацевтические разработки.

Читайте также: Как возник ажиотаж на гречку​

СПРАВКА. Allbiz — международный центр интернет-торговли, функционирующей на 26 языках, с 15-летним опытом на рынке продвижения в сегментах B2B и В2С. На ресурсе представлена информация о 20 млн товаров и услуг от 1,3 млн компаний из 90 стран. География посетителей охватывает весь мир. Количество заказов превышает 10 тысяч в день. Офисы компании расположены в 13 странах: Украине, России, Казахстане, Молдове, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Польши, Румынии, Греции, Египте, Индии, Китае.