Урегулировать проблемы с тарифами даже при принятом моратории власть на местах все равно может только при поддержке Кабинета Министров. Вместе с тем в Верховной Раде мирно лежит законопроект № 4580 о внесении изменений в Закон Украины "О теплоснабжении", о передаче полномочий на установление тарифов и лицензировании хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии из альтернативных источников энергии от Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг до местных советов.

Парламентарии с рассмотрением этой законодательной инициативы не спешат – уже четыре месяца ее рассматривают в профильном комитете. Хотя ее принятие позволило бы органам местной власти перейти от так называемого "популизма" к реальным действиям и самостоятельно продемонстрировать избирателям свою реальную эффективность.

О плюсах

Как пояснил сайту "24" заместитель руководителя общественной организации "Общественный аудит" Андрей Вигиринский, принятие этого закона позволит мэру и местным депутатам лично заняться привлечением инвесторов к финансированию производства тепловой энергии из возобновляемых источников энергии. В их компетенции также будет выделение инвестору необходимого земельного участка, обеспечение создания рабочих мест, подключение предприятия к необходимым сетям и тому подобное. То есть, все эти вопросы отдаются под полный контроль местных советов, которые будут согласовывать как плановые инвестиции, так и тариф на тепловую энергию из альтернативных источников энергии. И уже никакой зависимости от решений Кабмина в этом вопросе не будет – всю полноту ответственности перед своей территориальной общиной органы местного самоуправления будут нести фактически единолично.

Какие полномочия передадут

По состоянию на сегодня статья 17 Закона Украины "О теплоснабжении" к полномочиям НКРЕКП относит установление и регулирование тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую на установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии, и лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения, если тепловая энергия производится на таких установках.

Законопроектом 4580 предлагается следующее: органы местного самоуправления будут иметь полномочия по установлению для соответствующей территориальной общины тарифов, в том числе на производство тепловой энергии, вырабатываемой на установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии в объемах до 55 тысяч Гкал в год.

Не относятся сюда тарифы на производство тепловой энергии, вырабатываемой на установках комбинированного производства тепловой и электрической энергии. Для таких учреждений за органами местного самоуправления сохраняются полномочия по согласованию инвестиционных программ по объектам теплоснабжения, находящихся в коммунальной собственности (в том числе, производящих тепловую энергию на установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии в объемах до 55 тыс. Гкал в год), кроме тех, которые производят тепловую энергию на теплоэлектроцентралях, ТЭС, АЭС, когенерационных установках.

Просчеты и неоднозначные трактовки

При этом аналитики отметили некорректность – уточнение, которое указано в скобках, дает возможность двойной трактовки нормы.

С одной стороны, можно говорить, что полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов могут распространяться исключительно на учреждения, которые используют нетрадиционные или возобновляемые источники энергии (до 55 тыс. Гкал) и находятся в коммунальной собственности. А с другой, исходя из предыдущих положений этого законопроекта, речь должна идти как о коммунальных, так и о частных предприятиях,
– отметил Андрей Вигиринский.

Причем, как отмечает специалист, именно на частные предприятия эта норма закона должна распространяться в первую очередь, поскольку местные органы власти не обладают на сегодня материальным ресурсом и возможностями для инвестирования в создание именно коммунальных предприятий такого типа. Вигиринский обращает внимание на то, что несовершенство юридической техники может привести к тому, что норма будет "мертвой" с самого начала.

В то же время местные государственные администрации будут иметь полномочия по лицензированию производителей тепловой энергии с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии в объемах до 55 тыс. Гкал в год.

Можно говорить о том, что 55 тысяч гигакалорий недостаточно для определенного населенного пункта или территориальной общины. В то же время никто не ограничивает количество таких предприятий – все будет зависеть от менеджмента,
– отмечают в "Публичном аудите".

Что оставят в подчинении НКРЭ

Национальный регулятор, по проекту закона, будет иметь в сфере теплоснабжения полномочия по лицензированию предприятий, производящих тепловую энергию на теплоэлектроцентралях, ТЭС, АЭС и когенерационных установках; а также в случае, если она производится на установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии в объемах более 55 тыс. Гкал в год.

За Нацкомиссией также остается установление и регулирование тарифов на производство тепловой энергии, вырабатываемой на теплоэлектроцентралях, ТЭС, АЭС и когенерационных установках; на установках с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников энергии в объемах более 55 тыс. Гкал в год.

Плюсы от изменений в ЗУ "О теплоснабжении" – это инвестиции в регион, рабочие места для местного населения, сокращение потребления природного газа, угля, мазута и т. д. Вместе с тем эти инвестиционные проекты полностью будут зависеть от органов государственной власти. Несмотря на их сегодняшний состав и качество работы, есть опасность того, что они никоим образом не будут активизировать привлечение инвестиций, если не заметят ситуативной выгоды лично для себя,
– подытожил специалист "Публичного аудита".