Законопроект №5130 с неприметным и очень общим названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" на самом деле содержит целый ряд преимущественно социальных преобразований: им внесены изменения в законодательные акты по оплате труда, пенсионного обеспечения граждан, уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхования, деятельности фондов социального страхования, Национальной полиции Украины, социальной защиты военнослужащих срочной службы, образования и порядка обеспечения и выплаты стипендий, верификации и мониторинга социальных выплат, монетизации льгот и тому подобное.

Курс на большую минималку

Мы сосредоточили внимание на шагах по реформированию системы оплаты труда и минимальной зарплаты, для достижения обещанных 3200 гривен.

Ключевые изменения касаются понятия "минимальная заработная плата". Ранее закон определял, что в нее не включаются доплаты, надбавки, поощрения и компенсации. Теперь же такая оговорка отсутствует, пояснил в комментарии сайту "24" аналитик Андрей Вигиринський, а новая редакция статьи 95 КЗоТ определяет минимальную заработную плату как установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Поэтому в законопроекте приобрел законодательную формы, озвученый еще летом тезис министра социальной политики, о расторжении взаимосвязи между тарифной ставкой рабочего первого разряда и минимальной заработной платой.

Если раньше схема должностных окладов отталкивалась от того, что такой работник получает тарифную ставку в размере, превышающем минимальную зарплату (соответственно, все остальные рабочие получали МЗП, умноженную на коэффициент квалификационных соотношений), то теперь эту "грешную" взаимосвязь предлагается разорвать. Установив базисом (от которого будут отталкиваться при расчете зарплаты по всей сетке) минимальный должностной оклад (тарифную ставку), который будет устанавливать Кабмин,
– пояснил Вигиринський.

Фактически, происходит сужение прав работников первого тарифного разряда, которые ранее имели законодательную, социальную гарантию в виде минимальной заработной платы как основной составляющей при расчете оплаты труда, устанавливалась бюджетом на каждый год. Теперь, пояснил аналитик, они получают такое понятие как "должностной оклад", который не обременен знаком "равно" минимальной заработной платы – зато его привязали к понятию "прожиточный минимум" на 1 января текущего года.

Проблема заключается в том, что нет гарантии, что размер прожиточного минимума законодательно будет доведен до эквивалента в фактических ценах, то есть до уровня 3155 гривен,
– акцентировал Вигиринський.

По состоянию на сегодня доработанный текст Закона Украины "О государственном бюджете на 2017 год" в статье 7 устанавливает прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо в 1 января 2017 года – 1600 гривен, с 1 мая – 1684 гривны, с 1 декабря – 1762 гривны.

Вот и получается, что разница между минимальной зарплатой, от которой раньше отталкивались при расчете зарплаты по тарифной сетке, и прожиточный минимум, от которого будут отталкиваться в следующем году, соотносятся как 2 к 1, или же теперь фундамент расчета меньше в два раза,
– уточнил аналитик.

И это достаточно искусственный механизм расчета, без которого повышение минимальной зарплаты до уровня 3 200 грн не состоялось бы. Поскольку проблема именно с фондами оплаты труда в бюджетной сфере, такого бы повышения просто не выдержала в силу отсутствия реального роста экономики, а соответственно – и дополнительных ресурсов на это, подчеркнул аналитик.

Новая минималка и бюджет-2017

Нардеп Владимир Литвин в комментарии украинскому телеканалу заметил: "Все кричали, что это очень хорошо – установление минимальной заработной платы 3200 Но минимальная заработная плата не устанавливается законом, а устанавливается бюджетом. То, что вчера приняли под лозунгами повышения минимальной зарплаты, обрезало все, что можно обрезать".

Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь в комментарии сайту "24" сказал, что для бюджета новая цифра минимальной зарплаты не является значительным изменением, поскольку вместе с увеличением расходов из бюджета увеличиваются и его доходы из-за уменьшения других расходов бюджета.

В частности, уменьшаются расходы на оплату коммунальных услуг. Субсидии начисляются в зависимости от размера дохода домохозяйства, а если увеличивается минимальная заработная плата, то растет и минимальный доход,
– пояснил экономист.

Учитывая, что на субсидии выделяются десятки миллиардов бюджетных средств, в такую экономию хочется верить.

Бизнес и минималка

Но новый размер минималки – серьезный вызов для некоторых государственных компаний. Потому что платить минимальную заработную плату в два раза больше, чем до сих пор, не всем по карману.

Мы слышали уже заявления Укрпочты, например, что они хотят ограничить доставку посылок исключительно "Укрпочтой", запретить это частным курьерским компаниям. Связано это как раз с тем, что около 70 процентов работников Укрпочты получают среднюю зарплату ниже 3200 Соответственно, рост расходной части заставляет их искать дополнительные доходы,
– отметил Александр Жолудь.

Конечно, такой способ привлечения доходов выглядит странным и вызывает сомнения в его законности. Но проблема есть.

К тому же, по мнению Жолудя, новая минималка негативно повлияет на частный сектор, который вынужден будет или повышать зарплаты, или какими-то бухгалтерскими мерами скрывать ее часть – например, переводить людей формально на полставки.

Самые проблемные – малый и средний бизнес, особенно в небольших городах, где доходы ниже, чем в мегаполисах,
– уточнил экономист.

Увеличение зарплат = уменьшение соцвыплат?

Впрочем, планируемое уменьшение расходов на субсидии – не единственная расходная статья, которая будет уменьшена законопроектом 5130.

Уполномоченный президента Украины по правам людей с инвалидностью Валерий Сушкевич подчеркивал, что этот закон урезает права социально незащищенных.

Законопроект 5130 в сфере трех позиций нарушает и права людей с инвалидностью в соответствии с Конвенцией ООН, и кроме того он нарушает наши законодательные нормативно-правовые акты: указ президента 678, который акцентирует внимание на выполнении Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, а также Национальную стратегию в области прав человека на период до 2020 года, и сам план действий Кабинета министров по вопросам Национальной стратегии,
– сказал Сушкевич.

Кроме того, изменения в закон меняют подходы к выплатам стипендий студентам ВУЗов (читай – уменьшают).

Однако однозначно заявить, что все соцвыплаты уменьшатся из-за новой минималки – неправильно. Некоторые выплаты, как и отдельные админштрафы, привязанные к минималке, некоторые – не привязаны. Надо смотреть каждый отдельный случай. В целом можно сказать, как изменятся соцвыплаты, сложно. Тем более, что сейчас в разработке законопроекта, которые должен "отвязать" минималку от определенных показателей, пояснил Жолудь.

Минималка и пенсии сегодня

Зато вице-премьер-министр Павел Розенко анонсировал повышение 80 видов социальных выплат, аргументируя его повышением минимальных социальных стандартов на 10,5%. Также Розенко заявил, что рост минимальной пенсии от 1 декабря коснется 8,5 миллионов украинских пенсионеров.

Правда, все эти повышения и рядом не лежали с этим самым двукратным ростом минимальной зарплаты, и связанные с выполнением закона о госбюджете в этом году.

Путь к отступлению

На фоне информационного шума о громкой цифре 3200 беззвучно притаился в недрах парламента проект постановления об отмене решения Верховной Рады Украины от 06.12.2016 года о принятии в целом, как закона законопроекта № 5130. Значит ли это, что депутаты готовят "пути отхода" и не уверены в проголосованном решении? Время покажет. Вместе с тем журналисты "24" продолжат анализировать новые законодательные нормы, в частности, предложенные проектом 5130.

А в инициативу "3200" хочется верить. Но мы слишком часто обжигались, теперь дуем и на холодное.

Читайте также: Равнение на счетчик: как уменьшат оплату за отопление