По мнению профильного министерства, на адаптацию ставок акциза с европейскими требованиями понадобится 10-15 лет.

"На практике, срок адаптации ставок государств ЕС составлял 10 – 15 лет. Сейчас мы только в начале пути к приведению табачного акциза до минимального европейского", – сказал заместитель начальника управления налоговой политики Министерства финансов Артем Навратил.

Рассмотрение и принятие графика адаптации акцизов должен быть вынесено на следующую встречу Совета Ассоциации в декабре, в соответствии с обязательствами Украины по договору ассоциации с ЕС.

Сейчас в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5130 о внесении изменений в Налоговый кодекс. Данный проект закона предусматривает 30%-ное увеличение специфической (фиксированной) ставки табачного акциза и поднятия уровня адвалорной (процентной) ставки до 15%.

Приведет ли повышение ставок акциза к ожидаемому результату – пополнению государственного бюджета и оздоровлению населения?

Эксперт – главный редактор издания "Деньги.ua" Александр Крамаренко считает, что инициированное Минфином повышение акцизов на табак, наоборот, приведет к суммарному снижению налоговых поступлений, а также повлечет перераспределение потребления сигарет в пользу более дешевого и жесткого в смысле вреда для здоровья сегмента.

Крамаренко отмечает, что в меморандуме МВФ, на который ссылается Минфин, речь идет о повышении акцизов пропорционально темпам инфляции, однако предложенное Минфином повышение адвалорной ставки акциза на четверть совсем не пропорционально темпам инфляции.

"Если учесть, что инфляция по итогам года составит максимум 14-15%, а, скорее всего, – менее 12%, то акцизы увеличиваются в два-два с половиной раза сильнее, чем росла инфляция", – констатировал он.

Подобного мнения придерживается и профессор, заведующий кафедрой менеджмента и администрирования Национального университета пищевых технологий, доктор экономических наук Михаил Миненко.

На его взгляд, адвалорная составляющая, будучи относительной величины, не мотивирует производителя повышать цены на табачные изделия. Ученый-экономист отмечает, что в табачной Директиве ЕС, которую наши законодатели пытаются имплементировать, вообще нет никаких требований к уровню адвалора. Более того, в период с 2010 по 2016 г.г. 23 из 28 стран ЕС даже снизили его ставку.

Профессор Миненко заявил, что шаги Минфина в сторону повышения адвалорной ставки выглядят как лоббирование интересов одного производителя в ущерб другим, и практически в ущерб государственному бюджету.