Новые условия привлечения бюджетных авиакомпаний, которые разработало Министерство инфраструктуры, могут привести к увольнению части персонала международного аэропорта "Борисполь", а также к снижению уровня безопасности и качества обслуживания рейсов. Об этом говорится в статье "Лоукосты" на лезвии ножа" в издании "Левый берег".

В частности, журналисты проанализировали влияние резонансного проекта постановления Мининфраструктуры о новых ставках сбора для аэропорта "Борисполь" на будущее перевозок. Он предусматривает снижение базовой ставки обслуживания для всех перевозчиков в "Борисполе" с 17 до 13 долларов.

Кроме того, по данным в статье, проектом приказа предусматривается возможность предоставления скидки до 80% за объемы перевозок и за открытие "новых рейсов". "Великим" объемом считается 150 тыс. пассажиров за полгода. А "новым рейсом" — любое новое направление, куда раньше не летали самолеты из "Борисполя", без ограничений по расстоянию к "старым" аэропортам.

Уровень убытков от таких решений, по данным экспертов, может составить 25-77 млн долларов за год.

"Сборы — это заработная плата персонала, оплата коммунальных услуг, поддержание безопасности инфраструктуры аэропорта. Сотрудники предприятия явно не готовы будут разделить с пассажирами радость снижения стоимости билетов… Даже на сокращение зарплаты на 10-20% никто добровольно не пойдет. Завтра профсоюзы поднимут и скажут — ребята, у нас здесь падает гривна, а вы тут сокращаете зарплату. Хотя сокращения штата вполне реально может быть", — заявил глава авиационного комитета Федерации работодателей на транспорте Валерий Полищук.

Кроме того, пишет издание, снижение сбора – это убытки аэропорта как госпредприятия и как налогоплательщика. "По сути, "роскошь" "дешевых перелетов" нескольких авиакомпаний через один аэропорт ляжет на плечи всех налогоплательщиков Украины", — говорится в материале.

Третий аспект снижения доходов – это безопасность обслуживания. "Предоставляя скидки на уровне 80%, очевидно, что у аэропорта не останется денег на содержание терминалов или аэродрома", — говорит эксперт по транспорту офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк.

Одна полоса "Борисполя" постоянно находится в ремонте. И когда снегопад – закрываемся по метеоусловиям, а это неприятно – нужен капремонт. Кроме того, в "Борисполе" нет "секущей" полосы, а она нужна под боковые ветра,
— отмечает глава Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины Николай Марченко.

"Не будет денег на поддержание полосы — а это безопасность полетов. Не будет денег на поддержание в должном состоянии инфраструктуры самого терминала", — добавляет глава Совета директоров аэропорта "Киев" Денис Костржевский.

Кроме того, журналисты также отмечают, что до 60% в себестоимости "летной услуги" составляет цена топлива. Кроме того, большую часть занимает собственно тариф и налоги, а также лизинговые выплаты за самолет, его аммортизация.

Отмечается, что аэропортовые сборы – это 5-10% цены билета, соответственно, если от 200 долларов отнять даже 10 долларов (а документы Мининфраструктуры предполагают, что базовый тариф будет снижен с 17 до 7,5 долларов за человека), то кардинально на доступность полета это не повлияет.

Автор подчеркнул, что, скорее, компаниям нужно повышать свою эффективность и снижать тарифную составляющую. Чтобы реально удешевить билеты и привлечь туристов, во многих странах муниципалитеты выделяют специальные дотации для авиакомпаний, доплачивая за каждого привезенного пассажира, пишут журналисты.