26 декабря 1975 года в Алма-Ате с оркестром и с первыми членами партии встречают сверхзвуковой Ту-144. На борту всего 4 члена экипажа и почта. Для того, чтобы преодолеть 4 тысячи километров, Ту-144 понадобилось всего два часа. Поездом было ехать в 25 раз дольше.

Ту-144 хоть и позиционировался как пассажирский самолет, на самом деле был оружием. Идеологическим оружием. Во времена Холодной войны Запад и Восток соревновались не только количеством ядерных ракет, но и мирными достижениями, одним из которых стало противостояние гражданской авиации. Битву титанов вели Ту-144 и Конкорд.

Британско-французский проект "Aerospatiale-BAC Concorde", который разрабатывали с конца 1950-х годов, попал в СССР в результате промышленного шпионажа. Идеологом советского сверхзвукового лайнера стал Никита Хрущев. Генсек стремился показать Западу "кузькину мать" всеми доступными средствами.

Зная все основные параметры Конкорда и примерные принципы сверхзвукового самолета, за дело взялись отец и сын Туполевы.

Читайте также: Вести Кремля. History. Ядерный поезд СССР: правда или вымысел

Первый прототип вышел из цехов Туполевского КБ 31 декабря 1968 года. Благодаря работе в три смены Ту-144 смог впервые полететь на три месяца раньше Конкорда. Таким образом одержав важную идеологическую победу, став любимцем высшего партийного руководства и генсека Брежнева.

Но самолет преследовали неудачи.

3 июня 1973 года на авиационном салоне во французском Ле-Бурже, через три минуты после взлета Ту-144 закладывает крутой вираж, начинает стремительно падать и разваливается в воздухе. Погибают все шестеро членов экипажа и 8 зрителей на земле. По официальным данным причина падения – резкий маневр, неофициальная – отказ системы управления.

Вторая авиакатастрофа произошла в 1978 году во время тестового полета. Благодаря мастерству пилотов, Ту-144 удалось посадить, но погибло двое бортинженеров.

Кроме катастроф, лайнер имел серьезные проблемы с обслуживанием. В теории его могли принимать 18 советских аэропортов, на практике – всего три.

Из-за этого, а также необыкновенного подорожания топлива, проект Ту-144 закрылся через два года после начала эксплуатации – в 1979 году. Последний полет модифицированный лайнер совершил в 1999 году, в качестве летающей лаборатории.

Читайте также: Вести Кремля. History. Кто на самом деле первым полетел в космос

После развала СССР остатки Ту-144 распилили на металл, оставив три экземпляра в авиационных музеях.