4 ноября Верховная Рада ратифицировала "Соглашение между правительством Украины и правительством Соединенных Штатов Америки о воздушных перевозках". Законопроект №0068 поддержали 235 народных депутатов. Соглашение об "открытом небе" с США было подписано 14 июля 2015 в Вашингтоне. Основные его выгоды для авиакомпаний Украины — самостоятельно маневрировать средствами, руководствуясь экономической выгодой, а не необходимостью

Какие изменения в воздушном сообщении между Украиной и США принесет соглашение?

Соглашение снимает ограничения по количеству авиаперевозчиков с каждой стороны, рейсам и географии полетов. В частности, снимаются ограничения по пунктам отправления/назначения на территориях обоих государств через любые промежуточные пункты и далее в пункты за их пределами.

Также предоставляется возможность авиакомпаниям обеих сторон выполнять полеты с правом пятой свободы, устанавливается произвольная частота и емкость воздушных перевозок авиаперевозчиками обеих сторон, разрешается самостоятельное наземное обслуживание в аэропортах.

Что означает снятие ограничений по пунктам отправление/назначение и что оно дает авиакомпаниям?

Авиакомпании Украины и США смогут осуществлять воздушные перевозки из любых пунктов в Украине в любые пункты в США. То есть, для авиакомпаний с обеих сторон не будет существовать четко определенных пунктов на территориях Украины и США, они по своему усмотрению смогут выбирать, из какой пунктов открывать воздушное сообщение, исходя из экономической эффективности и коммерческой целесообразности отдельного маршрута.

Что такое право пятой свободы?

Это право принимать на иностранной территории пассажиров, следующих на территорию любой третьей страны, а также адресованные туда же груз и почту, и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, направляемых с любой территории.

Чем полезна произвольная частота и емкость воздушных перевозок?

Авиакомпании смогут самостоятельно определять частоту (количество раз за определенный период) и емкость (количество пассажиров, багажа и груза) международных воздушных перевозок, руководствуясь коммерческой ситуацией на рынке.

Ни одна сторона не может ограничивать в одностороннем порядке объем перевозок, их частоту и регулярность, или типы воздушных судов, которые эксплуатируются компаниями другой стороны, кроме случаев, когда такие ограничения устанавливаются по таможенным, техническим, эксплуатационным причинам, или по причинам охраны окружающей среды в соответствии с едиными условиями, предусмотренными статьей 15 Чикагской Конвенции.

Какие выгоды от самостоятельного наземного обслуживания в аэропортах?

Самостоятельное наземное обслуживание значит, что пользователь аэропорта непосредственно осуществляет для себя услуги по наземному обслуживанию одной или более категорий и не заключает никаких договоров любого вида с третьей стороной для оказания таких услуг.

То есть, авиакомпания самостоятельно, за счет собственных ресурсов, может осуществлять обслуживание собственных самолетов, пассажиров, багажа и груза. Для этого авиакомпания должна иметь в аэропорту необходимый квалифицированный персонал, оборудование, спецтехнику.

Вопрос получать ли необходимые услуги от аэропортовых служб или от специализированных организаций или выполнять наземное обслуживание собственными силами — это вопрос экономических расчетов (выгодно — не выгодно). В базовом аэропорту возможно самообслуживание, а в других — получение услуг за плату. Все зависит от наличия собственной инфраструктуры в том или ином аэропорту. Самообслуживания помогает авиакомпаниям маневрировать финансами, силами и средствами в зависимости от конкретной ситуации.

К слову, в начале ноября авиакомпания Lufthansa отменила почти тысячу рейсов из-за забастовки бортпроводников. А в России запретили летать на "Боингах".