Какие последствия оно будет иметь для участников земельного рынка и не только – разбирались журналисты сайта "24".

Кабинет Министров Украины принял постановление "О реализации пилотного проекта по проведению мониторинга земельных отношений и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины". В правительстве напомнили: в формате пилота первый мониторинг земельных отношений был проведен Госгеокадастром в 2015 году при поддержке Всемирного банка. Тогда исследования аккумулировало данные шести ведомств: Госгеокадастра, Минюста, Государственной фискальной службы, Госкомстата, Госводагентства, Государственной судебной администрации. Согласно постановлению, с 1 сентября этого года внедряется взаимный обмен информацией между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, что позволит обновлять данные на регулярной основе.

Читайте также: Плата за землю в Украине: что об этом надо знать

На этот раз будут аккумулироваться группы данных: состав земель, количество землевладельцев и землепользователей, средний размер земельных участков, регистрация земельных участков в Государственном земельном кадастре, количество и площадь участков, переданных в аренду, предоставленных в пользование и переданных в собственность гражданам бесплатно, суммы начисленных и уплаченных платежей за пользование земельными участками – всего более 140 показателей.

Мониторинг и "техзадание"

Как отметил в комментарии сайту аналитик Андрей Вигиринский, идея мониторинга в том, чтобы минимизировать риски, связанные как с возможностями незаконного использования, завладения земельными участками юридическими и физическими лицами, не имеющими на них права, так и с целью минимизации возможностей уклонения от налогообложения, плюс наличие единого информационного ресурса / базы данных, которая позволит тем самым контролирующим органам и органам местного самоуправления владеть полнотой информации относительно того или иного объекта, без необходимости оформлять обращения / запросы в органы. Это защита прав собственников, пользователей, государства.

Видим, что есть стремление объединить информацию о земельных отношениях в той или иной части реализации правомочий по ней, которой обладают различные органы государственной власти. В первую очередь, информацию о том, кому что принадлежит и в каком объеме, в каких пределах, оформлены ли правоустанавливающие документы, на каком основании и др. Кто владеет земельным участком, данные регистрации сделок по угодиям, смене собственников, пользователей,
уточнил аналитик.

Далее по плану проведение мониторинга обобщение информации о фискальных нагрузках, начисленные-уплаченные налоги, судебные споры. Это тоже важная информация, подчеркнул эксперт, ведь часто видим только результат рассмотрения дела в суде в виде решения, которое порождает права и обязанности.

Если обмен информацией или ее внесение будут оперативными, это сработает на опережение неправомерных посягательств на земельный участок через судебный процесс, это можно будет предупредить еще на стадии судебного разбирательства,
констатировал Вигиринский.

Не менее важным является учет информации о порядке отчуждения земельных участков через аукционы, торги, приватизацию и тому подобное.

Читайте также: Открыть бизнес в Украине онлайн уже реальность: как это работает

Положения проекта Закона Украины о госбюджете на 2018 год предусматривают проведение денежной оценки земель с/х назначения, а это дает нам основания понимать, что Украина готовится к отмене моратория на продажу такого типа земельных участков, тем самым закладывая основы рынка земли, подчеркнул аналитик.

Инициатива, определенная постановлением, имеет большое значение: на ее основе в дальнейшем можно будет отслеживать и земельные отношения, связанные с покупкой / продажей земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе и для граждан, и для общества в целом. Такая информационная система позволит мониторить и уровень цен, и покупателей, и объемы реализации,
уточнил он.

Важным будет именно соблюдение принципов функционирования этого порядка, актуальность и оперативность предоставления сведений и информации, что в нем будет отображаться. В идеале, когда процесс будет доведен до автоматизма, данные будут обновляться постоянно, сведения относительно земельного участка будут отображаться актуально на момент запроса, а не с временным лагом в несколько дней/месяцев, необходимых для ответа от каждого органа.

Мониторинг и перспектива

Вице-президент холдинга AgroGeneration, директор компании Sigma Bleyzer Вадим Бодаев в комментарии сайту "24" заверил, что мониторинг нужен в любом случае. Это еще не реформа, но объективная необходимость для ее проведения, для запуска нормального механизма рыночных отношений на рынке земли.

Нет закона – реформы нет. Закон определяет вопросы отношений участников рынка земли и условия продажи или не продажи земли. Но мониторинг нужно делать, чтобы понимать, в каком состоянии мы сейчас находимся. Потому что получить объективное понимание, кому какая земля принадлежит, и кто какую деятельность ведет и что с ней происходит – практически невозможно,
– отметил Бодаев.

Он уточнил: данные о частных владельцах земли частично есть в соответствующем реестре, но и он далеко не объективный (в частности, есть много людей, которые не оформили свою земельную собственность по разным причинам, есть много умерших владельцев – и это массивные объемы земли).

С другой стороны, есть владелец – государство, чья земля находится в собственности или в распоряжении государственных предприятий. И мы не понимаем, что эти предприятия делают с землей. Там как раз самые большие проблемы: теневой оборот, потому что землю сдают в субаренду, а кому, как, за какие деньги, и где эти деньги – это главный вопрос. Сегодня никто не знает, сколько у государства в обработке земли. Для этого надо делать мониторинг,
– пояснил Бодаев.

Он также констатировал, что нормального реестра земли, где видно всех ее владельцев, частных и государственных, до сих пор нет, хотя на это выделялись деньги, в том числе и международных организаций. Но, по мнению эксперта, это не должно стать помехой мониторингу. "Он будет делаться по факту. Например, у районной власти есть понимание. Это же легко понять на месте – кто так или иначе работает с той или иной землей. И так же объективно можно понять где какие есть накладки, и пытаться их решать. Это и есть задача", – уточнил Бодаев.

Трудности и временные рамки

На первом этапе будут трудности в реализации, отметил Андрей Вигиринский. Причина – количество субъектов информационного взаимодействия и информационных данных является значительным, а также объем данных, которыми они должны обмениваться, тоже немалый. Как мы знаем, с большими данными государству часто трудно справиться, особенно если существует сопротивление (вспомним эффективность наполнения того же реестра владельцев земли).

Но сейчас пришло время внедрять мониторинг дальше, уверен Вадим Бодаев. Он пояснил: в результате попыток что-то урегулировать после "дикого" периода, безорганизационного, пытаемся построить эту систему. А не можем в этот момент ее даже описать. Построить что-то новое невозможно, так как масса вопросов без ответов. Поэтому сейчас откатились назад – чтобы дать ответы на эти вопросы, после которых можно начать реформу.

"В Кабмине поняли, как это начать?" – поинтересовались мы. "А Кабмин – это мы и есть, как и Верховная Рада", – подчеркнул эксперт. Он напомнил, отдельные политики уже давно предлагали провести референдум по вопросу о рынке земли. Но это как проводить референдум в детском саду на тему "Есть ли жизнь на Марсе". С одной стороны – да, узнали бы мнение общества. С другой – как люди, которые не понимают тему, могут что-то решать? Поэтому этот этап подготовки, дискуссий и споров должен был иметь место. Следующий шаг на этом пути – как раз понять, сколько у нас земли и кто ею руководит, на эти вопросы и должен дать ответ мониторинг. Следующий шаг будет – понять, какая стоимость аренды, цена этих отношений.

По замыслу чиновников, до 31 марта 2018 года Министерство аграрной политики и продовольствия должно обнародовать информацию о реализации пилотного проекта по проведению мониторинга земельных отношений на своем официальном сайте и предоставить Кабинету Министров Украины отчет о результатах.

Причем, уточнил Бодаев, результаты мониторинга земельных отношений, которые получит государство, не будут истиной в последней инстанции, ведь все будет зависеть от методик оценки.

Но это уже будет набор информации, с которым экспертное сообщество сможет работать и критиковать, в случае необходимости. А сегодня все фантазируют на эти темы, приводя примеры других стран. Эти примеры – необходимый объект для изучения, но в Украине уже сформировались свои взаимоотношения, и просто взять любую модель и перенести к нам – невозможно. Нам нужно строить свою
– отметил эксперт.

Как строить – пока нет единого плана. Но есть большая надежда, что мониторинг будет способствовать его разработке.

Читайте также: Тысяча новых чиновников: кто они и зачем