И наконец создаст условия на рынке для развития конкуренции. Как следствие, пассажиры могут рассчитывать на снижение цен на билеты. По подсчетам специалистов, сегодня 60% украинского авиапространства контролируется одной компанией, которая негативно влияет на развитие отрасли.

"Развитие авиационной отрасли контролируется. Разве нужен украинскому потребителю такой контроль, и готов ли украинский потребитель платить более 3500 тыс грн. за билет в Киев, Днепропетровск, или Киев-Донецк, который наблюдается сейчас на рейсах монополистах ", - говорит доцент кафедры экономики НАУ Артур Винюков-Прощенко.

Однако прежде чем открывать небо, необходимо модернизировать парк воздушных судов и аэронавигационное оборудование, либерализовать рынок воздушных перевозок, убеждены специалисты. Это даст возможность развивать региональные аэропорты, стимулировать увеличение пассажиропотока и создать полноценный бюджетный сегмент авиаперевозок.

"За прошлый год мы обслужили 15 тыс. пассажиров, за 9 месяцев этого года, после переориентации, мы уже обслужили 400 тыс пассажиров. Вы видите, как развивается рынок, у нас у каждого есть свои резервы, свои возможности. "Открытое небо" позволит привлечь тот сегмент рынка, который сейчас отсутствует в Украине ", - говорит первый зам. ген. директора аэропорта "Жуляны" Олег Петровский.

Вместе с тем, специалисты подчеркивают, от либерализации авиапространства для самих участников рынка будет не только польза. Существует, в частности, риск усиления ценовой конкуренции на рынке, увеличения расходов на обеспечение стандартов безопасности, уменьшения прибыли авиакомпаний из-за снижения цен на авиабилеты. И поэтому авиакомпании несут убытки.

"Существует риск задержки рейсов из-за ограниченной возможности их обслуживания, возможно увеличение времени ожидания на пунктах паспортного контроля, снижение уровня безопасности перевозки багажа", - говорит старший научный сотрудник ИЭД Ирина Коссе.

Заметим переговоры по созданию совместного авиапространства еще продолжаются. В ходе переговорного процесса стороны не могут прийти к согласию относительно имплементации процедур для внедрения использования как европейских, так и украинских самолетов и двигателей, а также по организации воздушного движения и либерализации визового режима.

"Мы уже сегодня находимся на стадии завершения обсуждения с Европой в рамках законодательной фазы либерализации для Украины визового режима с ЕС, и в ближайшее время перейдем к обсуждению авиационной фазы", - говорит представитель управления по вопросам европейской интеграции АП Леонид Пирожков.

Напомним, переговоры о присоединении Украины к общему авиационному пространству начались в декабре 2007 года. Тогда же государство поставило целью рабочей группе завершить их к концу 2010 года. Впоследствии дату подписания перенесли на 2011 год, однако очевидно, что и в этом году указанное соглашение вряд ли подпишут.