Как трансформируется университет в XXI в. и станет ли он средой для развития инноваторов и идей? Об этом дискутировали эксперты - участники семинара, который состоялся в рамках празднования 5-летия Львовской бизнес-школы УКУ (LvBS).


"На сегодня в мире, к сожалению, большинство университетов только транслируют знания, есть лишь несколько десятков вузов, которые реально производят науку, проводят исследования. Остальное - это каналы", - считает Ольга Белькова, народный депутат Украины, бывший партнер бизнес-акселератора Eastlabs.

По словам нардепа, именно он-лайн образование дает возможность доступа к мощным институтам и новым знаниям. Однако, онлайн-образование и дистанционное обучение (которые часто являются бесплатными) изменят важный аспект деятельности университетов и бизнес-школ в частности - их экономику.

Управляющий партнер компании "Необходимо и достаточно" Сергей Гвоздев комментирует: "Для большинства украинских вузов отрыв (ред. с мировыми тенденциями) трудно будет наверстать. Боюсь, компенсация этого отрыва начнется не из-за поиска бизнес-школами своего лица, а из-за сокращения расходов. Конкурирование снижением цен с бесплатными курсами - ничего не даст. Как следствие, лишние предметы, которые будут неинтересными, будут исключать из программ. А курсы, требующие взаимодействия между студентами, проведение групповых работ, разработок, междисциплинарные занятия - станут лучшим выходом для школ, которые не умеют работать дистанционно. Таким образом, будут образовываться особые лица бизнес-школ, привлекут лучших студентов".

В новом контексте, по мнению партнера и руководителя практики Human Capital в Erst & Young Украина Ольги Горбановской, роль университета и бизнес-школ будет в том, чтобы стать открытой платформой для создания учебной экосистемы. "Сегодня работодатели просят у вузов научить студентов навыков убеждения, умению социализации, общению в переговорном процессе и обеспечить реальный дух конкуренции. Недавно мы провели исследование, в котором опросили более 800 директоров глобальных корпораций, готовы ли они поддерживать предпринимательских дух и инновационные подходы? Ответ был однозначен - "да". Независимо от размера бизнеса, инновации возможны. Крупные корпорации имеют в этой области большие перспективы. Однако, чтобы творить инновации в таких структурах надо два условия: поддержка этих процессов СЕО и, чтобы в этих компаниях люди, которые работают на идею, не боялись при ее неудачи потерять работу. Малый бизнес часто не всегда может позволить себе роскошь сидеть и думать, что же с этим делать".

Однако Ольга Белькова убеждена, что вероятность появления новых и интересных идей именно в малых формах бизнеса намного больше. Очень часто крупные корпорации являются неповоротливыми, поэтому для создания инноваций надо меньше корпоративного подхода.

Президент Киевской школы экономики, Председатель Консультативного совета LvBS Павел Шеремета считает, что для внедрения успешных инноваций нужно быть мыслителем, воином и земледельцем (за Сунь Цзы). "Большая проблема в том, что даже лучшие бизнес-школы пытаются с человека делать мыслителя. Затем, вместо того, чтобы приземлить ее к социальным инновациям, они накачивают ее эго и гордыню, и она, выходя в мир, думает, что может все. За гордыней идет разрушение, а за свои идеи приходится сражаться каждый день, их нужно отвоевывать. Пабло Пикассо говорил, что успех опасен, потому что когда ты успешен, то начинаешь копировать себя. Это хуже, чем копировать других, потому что это приводит к стерильности".

Как украинцы могут продуктивно применить свой потенциал, - вопрос остается открытым. Богдан Купич, вице-президент по развитию бизнеса KM Core, директор Founders Institute в Украине считает, что именно через различные креативные программы можно создавать новые ценности. "Как по мне, это большой вызов для современных университетов и бизнес-школ - создавать ценности. Будут ли университеты и бизнес-школы "живыми" через 5-25 лет, не знаю, но они точно будут другими".

"Хорошая новость - в том, что доступ к информации становится все легче и комфортнее, - рассказал во время дискуссии вице-президент SoftServe Тарас Вервега. - Плохая новость, что доступ к той же информации получают другие, и количество людей постоянно увеличивается. Скорость роста информации и знаний требует от нас умения работать с ними и постоянно учиться - это составные части трансформации университетов и бизнес-школ в будущем. Задача образовательной структуры не просто научить "2+2", а как эту информацию лучше всего использовать, т.е. научить постоянно учиться".

Самое важное для образования - передать ценности, - считает проректор УКУ Юрий Логуш. "Наука будет нас всех вести за нос вперед. В этом процессе ценности будут под давлением. Вызов перед университетом в XXI в. - Как быть местом для формирования и передачи ценностей, чтобы человек разумно мог контролировать процессы научного развития и негативные явления. Проводя генетические манипуляции с человеческой жизнью, мы открываем ящик Пандоры. Вопрос, каким образом мы можем как университет захватить молодых людей, помочь им развить правильные ценности, чтобы предотвратить катастрофу? Без университета в XXI в. мы пропадем".

Ректор УКУ Владыка Борис: "Мы не хотим университета, образования, цивилизации, которые являются закрытыми в себе. Университет - это очень пластичная категория, которая имеет различные воплощения, но в своей основе обязательно имеет чувство соборности, стремление быть местом, где люди встречаются открытым способом с открытым поиском. Я не думаю, что наше ДНК настолько изменится, что мы не будем нуждаться любви и общении. Я не хочу такого мира, где прикосновение или общение не будут нужны. Именно эти качества есть в интуиции университета - гостеприимство, смирение, которое зовет нас к открытости на весь мир. С нами останется потребность быть вместе. Универистет - возможность для человека развиваться и мыслить".