Кстати, правильно распоряжаться средствами учат в Европе еще со школьных скамей. А вот другое дело, когда доверием и неосведомленностью потребителей пользуются недобросовестные учреждения. Заманчивая ложная реклама, скрытые проценты, непрозрачные условия договора - все это давно стало традиционным явлением для украинского финансового рынка. Во Всемирном банке знают, как предотвратить мошенничество. Предлагают провести масштабную реформу.

"Нужно создать регулятор, который бы отвечал за качество финансовых услуг, например, агенство по защите прав потребителей. К тому же, надо провести реформу относительно коллекторской деятельности и принять закон о личном банкротстве, чтобы потребитель мог реструктуризировать свой долг", - говорит представитель Всемирного банка Сьюзен Рутледж.

Европейские специалисты советуют также создать и финансового омбудсмена. Это юридическое или физическое лицо-арбитр, который непредвзято рассматривает жалобы потребителей. И делает это бесплатно, правда, за нерешенные споры на крупные суммы будет браться суд. Остальные случаи арбитр возьмет на себя. Такую практику успешно внедрили в Чехии, Польше, Голландии, Великобритании. А вот к санкциям международные эксперты относятся осторожно. Говорят, это последняя инстанция. Главное - правильно организовать игроков рынка.