90-й отдельный аэромобильный батальон был сформирован 16 сентября 2014 года на базе 95-й бригады. Он комплектовался исключительно добровольцами, которые пришли в военкомат сами. На тот момент война шла полным ходом и десантные войска зарекомендовали себя очень хорошо, даже батальоны состоящие из мобилизованных и резервистов.

Кроме этого, в существующих бригадах были потери людей и техники. Нужны были новые, свежие десантники. 16 сентября ребят из учебки определили именно сюда, они после непродолжительной подготовки из мобилизованных превратились в будущих десантников. А в конце ноября - начале декабря их бросили сразу в аэропорт...

Очень многие, включая меня, считают это решение безмозглым, поскольку ребят даже не "обкатали" на более простых участках передовой. Из аэропорта выводили упакованных государством и волонтерами 95-ю и 79-ю бригады и заводили совсем новых ребят, которые нюхали порох исключительно на полигоне. Это было страшно!

В первые же дни мы доставили им 5 тепловизоров, потому что "без глаз" в терминале делать было абсолютно нечего. 79-я бригада на первое время дала им свои БТРы, чтобы они ездили на них в терминал.

Техникой батальон был упакован плохо. Им дали несколько БТР-70, большая часть из которых просто не ехала и МТЛБ (тягачи без оружия сверху). В итоге ребята ездили в терминал в основном на гусеничных тягачах, не имея даже шансов отвечать на обстрелы. Все что спасало такие колонны - сопровождение соседей по оружию.

Неожиданно для всех их потери в первые дни были не так уж велики. Примерно на одном уровне с 93-й, которая стояла там уже полгода. Большинство ребят рвалось в бой, именно для этого они добровольно шли на войну. Их не пугал ни риск, ни нехватка опыта. В первых же боях они проявили себя как настоящие десантники.

Потом было хуже. С середины декабря ребят заставили ротироваться на терминал через сепаров. Унизительная процедура досмотра и проверки, после которой неоднократно их обстреливали. На видео, где у**бан из 93-й жмет руку Мотороле, рядом с ним стоит тогдашний комбат 90-го бата Олег Кузьминых.

Когда я спросил о том, какое впечатление производил Моторола, ребята ответили: "Похоже он конченный убийца, у него даже идеи никакой нет. Ему просто нравится убивать".

В таких ротациях не было смысла. Если бы вместо них продолжились бои - потери сепаров превышали бы наши в десятки раз. У них не так много оставалось "штрафников". Те из них, кого кидали на терминал, отказывались идти туда второй раз. Мы могли их корить и дальше. Но увы...

Время такого унизительного перемирия сепары не тратили зря. Они окапывались ближе к нашим и взлетке, чтобы в итоге пойти на решающий штурм и не дать нам больше возможностей ездить в терминал мимо них. Наши же возили патроны и гранаты в покрышках машин и в двойном дне. Все готовились к возобновлению боев.

Перед самым новым годом ребят сменили другие. Через 2,5 недели их кинут назад на усиление. В самый разгар боев - 16 января.

20 января их комбат попадет в плен при попытке прорваться к своим в терминал. Я знаю ребят, которые были в той машине. Они дали сепарам настоящий бой, потеряли половину пассажиров и экипажа, после чего попали в плен.

В это же самое время другая драма развернется в самом терминале. После подрывов перекрытий там осталось много раненных, которых никак не могли вывезти. С ними останется Спартанец. Когда все кроме него будут отступать, он скажет им: "Я этих ребят выхаживал и учил стрелять. Я буду с ними до конца". Он один остался охранять их. И после получения ранения, он обмотает кусок белой тряпки и выйдет на сепаров. Те, после предыдущей ночи тряслись от страха. Только в ту ночь они получили 300 раненных. Спартанец пришел к сепарам и сказал, что они сдаются ради оказания медицинской помощи оставшимся киборгам внутри. Сепары согласились, они боялись и уважали его даже одного, даже раненного.

Вообще сепары очень уважали наших ребят, поскольку они часто шли на верную гибель, нанося непоправимый урон врагу. Хороший пример этого - группа Спартанца, которая попала в терминал в последние его дни: "Мы знали, что мы камикадзе. Это ничего не меняло".

За последние дни аэропорта 90-й бат потерял 22 человека убитыми, троих без вести и 60 раненными. В эти же дни у сепаров были сотни раненных и убитых. Это не фикция и не выдумка - это информация от пленных и данные радиоперехвата.

Последние полгода ребята держат направление аэропорта - Опытное, Водяное, Очеретино. Кровавое месиво продолжалось для них вплоть до Минска-2, после чего сепары попробовали их штурмовать еще 20 марта. По традиции, получили огромные потери и полезли в норы.

Сейчас ребят ненадолго отвели и есть шансы починить их технику КамАЗы, Уралы, ГАЗы, волонтерские машины. К ним уже выехала наша группа механиков, но работы будет много как и запчастей. Техника, которая прошла аэропорт требует серьезного восстановления. Потом такой возможности ее чинить уже не будет. Нужно поработать сейчас.

Я не могу сейчас назвать точных цифр, если ткнуть пальцем в небо - получится не меньше 200 000. Это по сверхскромным оценкам, скорее всего, выйдет в разы больше. Когда будут точные сметы и цифры - скажу, а пока предлагаю начинать трудится. Эти ребята будут воевать и так, но они заслужили лучшего. Самого лучшего. Поверьте мне, я не знаю ни одного другого батальона, который бы заслуживал нашей с вами помощи больше.

Бойцы 90-го бата.

Тот самый легендарный Анатолий Спартанец.

Виталий Дейнега
https://www.facebook.com/deynega (добавляйтесь)
https://twitter.com/deynegavitaliy

Проект "Повернись живим"
https://www.facebook.com/backandalive (подписывайтесь)
https://twitter.com/backandalive

Реквізити

Приват:
5457 0822 3299 9685 Дейнега Віталій
5211 5374 4662 3360 Стократюк Вікторія
PayPal: звертайтесь в особисті повідомлення групи
Western Union / moneygram / etc (на приціли і прилади нічного бачення):
Irina Turchak + 38 (068) 500 88 00
Картка Приватбанк в євро
4149 4978 3611 9455 Мікульський Дмитро Вікторович
Картка Приватбанк в доларі
4149 4978 3611 9059 Мікульський Дмитро Вікторович

Читайте также: Премьера автосалона "киборгов": джихад-мобиль