Киевский фотограф Елена Попова о том, почему фейковый аккаунт Киевской перепички не стоит воспринимать всерьез, как правильно готовиться к фотографированию и почему нельзя завидовать чужим фотографиям.

Какова твоя роль в проекте с псевдо-инстаграмом Перепички?

Мне заказали фотосессии для арт-проекта с использованием Перепички. Вместе с заказчиками (у меня договор о неразглашении имен, ребята обещают скоро о себе рассказать, уже их фотографировала) обдумали образы, варианты стилей и цветовую гамму.

Было много обвинений в излишней объективизации фотографий. Изначально задумка была именно такой?

Объективизация – это вопрос к рекламе, когда женское/мужское тело используется для обращения внимания и не имеет отношения к продукту, который рекламируется. Инстаграм перепички, как я понимаю и как говорят ребята, это 100% арт-проект-провокация. Потому об объективизации здесь неуместно говорить.

Какая твоя позиция по поводу заявлений модели в Facebook?

Ее друзья и родные начали писать ей, что, кажется, будто обнаженные фотографии тоже принадлежат ей. В сети быстро нашли ее Инстраграм аккаунт, где видно, что ее грудь и грудь другой модели совершенно не похожи. Думаю, что она хотела словить свою популярность на этой теме: играет на сцене, известная модель. Говорят, ей нужен был PR.

Вот отвлечемся от аккаунта Перепички. Про объективизацию сейчас говорят очень часто. Оправданно говорят?

Лично мое отношение: нет ничего плохого в том, чтобы использовать изображения женского тела, если это уместно. Без пошлости.

По большому счету, живот – такая же часть тела, как рука, просто более интимная, потому что она чаще прикрыта одеждой. Кусок ноги – такая же часть женского тела, как и плечо. Мне кажется, тут – вопрос восприятия. Кроме того, в таких работах проявляются комплексы наблюдающих людей. Не говорю, что в рекламе должно присутствовать голое тело. Я за то, чтобы был концепт. Просто так исторически сложилось, что после Хельмута Ньютона – моветон использовать обнаженное женское тело для привлечения внимания к продукту, когда оно того не требует.

Просто, как мне кажется, сейчас перегибают как с использованием всяких сексистских штук в рекламе, так и с их выявлением

У нас во многих сферах перегибают, не только с этим.

Есть разница, кого фотографировать: селебритис или обычных людей?

Однозначно. Звезды спокойнее чувствуют себя перед камерой. На индивидуальных съемках обычных людей нужно расслаблять и следить за тем, чтобы они держали позу, выгодную для кадра. С другой стороны, из звезды сложнее вытащить что-то настоящее и человеческое. Такие люди привыкли жить с той маской публичной персоны, которая выставлена напоказ, и сложнее понять, какой тут человек настоящий.

Как расслабляешь людей во время съемки?

Без умолку разговариваю, пока они не выдыхают. Шучу. Часто помогает фраза "Постарайтесь сделать вид, что Вам весело". Она вроде банальная, но помогает.

Ну, и мой любимый лабрадор Фигаро! Он не на всех съемках бывает. Но если он есть – то это суперфактор расслабления! Человек не зацикливается на том, что его снимают, он не сосредоточен на том, что на него наведен объектив, все внимание переключено на собаку. Это позволяет показать очень искрение эмоции.

Сейчас сложно найти человека, который хоть раз не устраивал бы себе фотосессию. Хотя бы – ради аватарки. Получается, нередко человек добровольно идет к фотографу, а потом – комплексует перед камерой?

Получается, так. Часты ситуации, когда человек заказывает съемку, а потом первое, что я слышу при встрече: "Я не люблю фотографироваться". Многие считают, что фотосессия – то, что поможет человеку избавиться от комплексов, посмотреть на себя со стороны и полюбить себя.

Помогает?

Только если она проводится в рамках общей работы над собой. Тогда – это, однозначно, шаг, который помогает очень. Кто бы тебе извне не рассказывал, что ты прекрасна и у тебя невероятные глаза – пока ты не увидишь фотографию, где пойман твой красивый взгляд, отличный овал лица, то ты в это до конца не поверишь. Фотография – это вещественное доказательство красоты.

Учитывая, что у каждого человека всегда есть свой ракурс, свои черты лица – любого можно сфотографировать так, что он будет невероятно хорош.

Не бывает некрасивых моделей, бывает неправильный ракурс?

Да. Я не видела некрасивых людей. Ни разу. Мне кажется, те, кто не верит в собственную красоту, просто не видел своих удачных фотографий!

Ты говорила, что любишь работать с лицами…

Обожаю!

Почему именно с лицами? Что в них такого?

Потому что человеческие лица – это прекрасно! Мне интересен сам процесс поиска удачного ракурса для каждого человека. Мне интересно ловить настоящие, естественные эмоции. Тело так не передаст атмосферу и состояние, как лицо. Брови, глаза и губы – они же так передают настроение!

И это очень интересный процесс – ловить настроение. Особенно – во время студийной съемки. Вот то, настоящие настроение, которое проскакивает у людей между вспышками, которые их напрягают и предупреждают о следующем кадре.

Прекрасно, показывать красоту человеческого лица! Особенно тем, кто не считает себя красивыми или фотогеничными. Когда показываешь человеку, какой он красивый – получаешь такой выброс эндорфина от его радости, который ни с чем несравним. Я обожаю делать людей красивыми!

Есть много людей, которые смотрят на глянцевые фотографии в журналах и мечтают стать красивыми. Потом они смотрят в зеркало и думают, что никогда такими не будут…

Такими и не надо быть! Ты никогда не будешь такой, как Кейт Мосс. Но и Кейт Мосс никогда не станет такой как ты, с искренними глазами и настоящими чувствами! Быть не моделью – это не плохо. Конечно, очень удобно, когда можешь нацепить любую маску настроения, когда тебя об этом просят. С другой – очень круто уметь всего лишь оставаться собой.

Любая фотография, особенно глянцевая – немножко ложь во благо. Это вырванный из контекста статичный отрезок времени. Ты смотришь на фотографию и можешь додумать, какие у модели были эмоции, в каком контексте. Но ты этого не знаешь. Это может быть снимок заливистого смеха, но ты не знаешь смех был искренне счастливым, или истеричным, после того как модель довели до отчаяния.

То есть, не стоит завидовать фотографиям?

Завидовать вообще не стоит, а фотографиям – тем более!

Красивых фотографий хочется всем. Любому человеку хочется видеть себя на фотографии таким, каким он понравится, в первую очередь, себе. Тогда начинается процесс осознания "Блин, да я же хорош!".

Что нужно делать человеку, который приходит на съемку в роли модели, чтобы у него пошел этот процесс?

Доверять фотографу. Все. Потому что если не доверяешь, сразу возникает два вопроса. Во-первых, зачем ты пришел к этому фотографу. Второй вопрос уже к фотографу, почему он не смог вызвать у тебя доверие.

Опять таки, фотограф находится по ту сторону камеры, где виден результат. Но если тебе не нравится какой-то твой ракурс, если ты себе не нравишься на фотографии – она не должна увидеть мир. Потому что я могу тысячу раз сказать, как ты прекрасна на этом снимке, но если ты себя на нем не воспринимаешь – ты мне не поверишь.

Бывают такие ситуации, когда человек видит себя не таким как в жизни, но он все равно себе нравится?

Конечно! Люди пробуют новые амплуа, пробуют, какими они могут быть. Бывает, что во время съемки человек может раскрыть какую-то свою новую сторону, которую он или стесняется, или просто не имеет возможности проявить.

Если скромной девушке хочется посмотреть на себя в образе сексуальной тигрицы, если ее в этом образе получается показать – почему нет? Да, он будет не таким органичным, как повседневный ее образ. Но если она себе понравится и в этом образе, то вполне возможно, что она придет к своему любимому мужчине и повторит взгляд тигрицы с прищуром. Мы же все подвержены наследованию и повторяем то, что нам импонирует.

Чего нельзя делать перед тем, как идешь фотографироваться?

Не делать пиллинги и чистку лица за неделю до съемки. Не менять резко свою внешность, потому что велик шанс того, что съемка потом тебе не зайдет. Не пересматривать ворох глянцевых журналов, настраиваясь на мысль "Хочу вот эту фотографию, как у Анжелины Джоли". Нельзя сделать с тобой то, что можно сделать с Джоли, а с Джоли нельзя отснять то, что можно сделать с тобой. Просто потому, что у вас разные черты лица. Не стоит приходить на съемку в плохом состоянии физически и эмоционально.

Что обязательно нужно сделать перед съемкой?

Голову помыть. И выспаться! Прийти в хорошем настроении.

Ну, и подобрать себе образ. Моя работа – натолкнуть человека на то, какие образы возможны. Если хочется чего-то четко продуманного – привлекается стилист. Если человек просто увидеть себя красивым на фотографиях, то это должна быть та одежда, в которой комфортно. Идеально, если это будет 3-4 образа, в которых человек себя чувствует максимально хорошо.