Кроме того, он подробно описал, с какими проблемами сталкиваются клиенты при покупке жилья в Киевской области и чем качество жизни на периферии отличается от столичного.

– Олег Григорьевич, согласно статистике в 2016 году "Укрбуд" построил 345 тыс. м² жилья в Киеве, а также сдал в эксплуатацию около 100 тыс. м² жилплощади в других городах Украины. Расскажите о различиях жилой недвижимости в Киеве и на периферии; с какими “подводными камнями” чаще всего люди сталкиваются при покупке недвижимости за городом?

– Для современного человека переезд в пригород это всегда компромисс. Да, жилье там может стоит немного дешевле, чем в столице. Но взамен придется идти на уступки. Во-первых, сразу бросается в глаза слабая благоустроенность территории. Зеленых зон там может быть больше, никто не спорит. Но какой от них прок, если зачастую это пересеченная местность без пешеходных дорожек, обустроенных мест для отдыха, освещения? Во-вторых, за городом хуже развита коммунальная инфраструктура, и от этого никуда не денешься. А значит, стоит заранее готовиться к возможным отключениям воды, света или отопления из-за аварий. Еще сложнее с социальными объектами. Детские сады и школы в пригороде часто переполнены или не дают нужный уровень образования. Тогда ребенка все равно приходится отвозить в Киев. В случае с университетами выбора вообще почти нет – только столица. Та же история с больницами и аптеками, которые рядом с домом попробуй найди. Наконец, подходящую работу с достойной зарплатой в небольшом городе найти сложнее, чем в столице. Что опять же возвращает нас в Киев. Как и простое желание сходить в кафе, спортзал, развлекательный центр или кино.

– Если говорить о столичном пригороде, насколько сегодня условия проживания там соответствуют цене квадратного метра? Что закладывается в эти цены? Учитывается ли транспорт и развязки, спектр услуг в шаговой доступности, наличие культурных и спортивных в населенном пункте (не у всех есть личный транспорт, чтобы отдыхать и развлекаться в Киеве)?

– Как я уже говорил, средняя цена квадратного метра в пригороде немного ниже, чем в столице. И за эти деньги можно получить жилье довольно приличного качества. Но если вы планируете регулярно выезжать в Киев, то готовьтесь к серьезным тратам на дорогу. Отвезти ребенка в садик, съездить на работу и обратно, сходить на концерт или встретиться в кафе с друзьями – это все ежедневные транспортные расходы. Учитывая цены на бензин, траты это серьезные. Можно, конечно, пользоваться и общественным транспортом, это дешевле. Но транспортное сообщение в пригороде обычно тоже развито хуже, чем в Киеве. А еще это драгоценное время. Не все могут позволить себе каждый день тратить на дорогу из дома и обратно два-три часа, которые можно посвятить работе или семье. В итоге пригород может подойти разве что пожилым людям, которые ищут тишины и покоя. Хотя даже для них банальная необходимость сходить к врачу или купить лекарства в аптеке может стать серьезным испытанием.

– Если учитывать социальную и транспортную инфраструктуру (не только наличие, но и качество), можете ли вы прогнозировать, когда комфортность проживания в столице и пригороде сравняются, если такое возможно вообще? На сколько лет, по-вашему, пригород отстает в развитии от столицы?

– Я не рискну утверждать, что пригород качественно отстает от столицы в развитии. Дело не в том, что в Киеве по-другому строят дороги, вкуснее кормят в кафе или лучше учат в школе. Просто развитие городской инфраструктуры в Киеве и за его пределами идет совсем разными темпами. В столице ремонту дорог уделяют больше внимания, кафе и кинотеатры встречаются на каждом шагу, а в школу не приходится ехать несколько десятков километров. Поэтому вряд ли менее густонаселенный пригород когда-нибудь сможет сравняться с Киевом в комфортности проживания. Это вопрос востребованности. Столица задает темп, и пригород всегда будет в роли догоняющего.

– Что можно сказать о ликвидности жилой недвижимости в пригороде по сравнению с Киевом? Если стоимость жилья в пригороде не будет расти, то верно ли предположить, что с годами она будет снижаться? В этом ключе на что вы рекомендуете обращать внимание покупателям в первую очередь?

– Динамика цен на "вторичку" давно говорит о том, что недвижимость – это вложение, которое никогда не принесет убыток. Цены на жилье в Украине могут падать только при форс-мажоре, да и то в отдельных районах. Например, из-за АТО или Чернобыльской катастрофы. Поэтому объективно инвестиции в недвижимость сегодня – одни из самых надежных. Независимо от того, Киев это или пригород. Другое дело, что опыт европейских столиц показывает, что стоимость квартир в них растет намного быстрее, чем в других городах. Столичное жилье просто более востребовано, и так будет всегда. Покупая дом или квартиру в пригороде, вы только гарантируете себе, что ваше вложение не обесценится. Покупая жилье в Киеве, вы делаете инвестицию, которая точно принесет доход при перепродаже через несколько лет.

– Снова вернемся к статистике. В 2016 году в столице ввели в эксплуатацию более 1,3 млн м² жилья – как в новостройках, так и в реконструированных домах. При этом около 75% этого объема построили компании, которые уже давно работают на рынке жилья. По-вашему, сколько лет должна проработать компания и сколько проектов должна реализовать, чтобы о ней можно было сказать: надежная?

– Само собой, клиент не будет слепо доверять компании, которая работает всего год-два и еще не успела зарекомендовать себя на рынке. Но важнее для покупателя не история, а конкретные дела. Что сделали – вот главный показатель надежности застройщика. К примеру, корпорация "Укрбуд" существует с 91 года, но на столичный рынок жилья зашла только в 2012-ом. Пять лет работы – это много? Вроде бы не очень. Но за это короткое время в Киеве уже успели построить полсотни домов и начать еще около 30 проектов. И вот это уже серьезный показатель, который говорит о том, что застройщик выполняет взятые на себя обязательства и достоин доверия клиентов.

– Кстати, "Укрбуд" сегодня является лидером по количеству достроенных чужих ЖК. Значит, вы не понаслышке знаете, кто такие ненадежные застройщики. А что, по-вашему, гарантирует надежность застройщика? Много ли таких компаний в Киеве? А в области?

– Определить надежность застройщика сегодня очень просто, нужно только внимательно к нему присмотреться. Правда, читать тематические форумы для этого в последние годы бесполезно – там на всех без исключения льются такие потоки грязи, что создается впечатление, будто надежных строителей вообще не бывает. Поэтому всегда лучше посмотреть своими глазами, чем охать от вбросов конкурентов и шатающих стройки "активистов". В первую очередь, нужно обратить внимание на разрешительную документацию. Если разрешения на строительство нет или его не показывают – такому застройщику доверять нельзя. Отдельно стоит выяснить, какой используется механизм оплаты квартиры. Большинство надежных компаний сегодня работают с фондами финансирования строительства. Еще нужно изучить работу застройщика – сколько он сдал домов и как в них живется, есть ли у него недострои или замороженные объекты, присутствует ли активность на стройках. Даже если в прошлом застройщик сдал десятки объектов, но не ввел ни одного дома в эксплуатацию в последние два-три года – это как минимум повод задуматься о своем выборе.

Ответы на эти вопросы лежат на поверхности. Но еще очень важно учитывать, что в нашей стране всегда нужно быть готовым к кризисам – политическим, экономическим, отраслевым. А их часто не могут пережить даже ответственные застройщики, которые заслуживали доверия. Большинство недостроев в Киеве возникли как раз из-за того, что компании не были готовы к изменению ситуации на рынке, и им не хватило ресурса, чтобы закончить начатое. В результате люди годами ждут жилье, за которое уже заплатили, и не факт, что когда-нибудь его получат. Так что сегодня можно быть полностью уверенным только в крупных застройщиках, которые построили много домов и умеют адаптироваться к сложным условиям. А таких и в Киеве можно пересчитать по пальцам, что уж говорить о пригороде.