Подробные материалы, призванные побороть навеянные страхи украинцев о медицинской реформе, появились в лучших изданиях страны. Министерство здравоохранения активно занимается просветительской деятельностью, чтобы развеять последние мифы. Наряду с этим опасность срыва медреформы остается.

Читайте также: Какие медицинские услуги будут бесплатными после реформы: список

Финансовый эксперт, работающий в команде реформаторов Минздрава, Юрий Джигир говорит, что реформа будет не линейной: на каждом этапе будут вводиться новые элементы. Чтобы вся система заработала, каждая частица реформы должна прижиться.

Какие элементы будут сложными во внедрении, попытались разобраться журналисты 24 Канала.

Угроза непроведения реформы

Ситуация будет ухудшаться, если положение дел в системе охраны здровья не изменится. В 2009 году Всемирный банк отчитался, что Украина имеет уровень смертности на уровне стран Центральной Африки. Основной бедой нынешней системы является недоступность к сложному и дорогостоящему лечению.

Читайте также: Медицинская реформа рождается: изменения ждут Украину

Бюджет Украины финансирует медицину на уровне 60 миллиардов гривен, однако люди продолжают гибнуть. Исследования показывают, что денежным вливаниям ситуацию не исправишь.

Главная задача реформы – тратить имеющиеся 60 миллиардов так, чтобы эти средства шли на лечение граждан, а не на финансирование медицинских учреждений. А также собрать средства в финансовый кулак и не распылять на маленькие бюджетики для каждой больницы. Деньги будут получать заведения, которые реально лечат.

Сначала мы хотим создать базис, у нас даже нет нужных инструментов. Реформа является сложной, простых решений в нашей ситуации уже не может быть,
– уверен Юрий Джигир.

Однако, если не начать возведение этого финансового фундамента для реформы, имеется в виду Национальной службе здоровья Украины (НСЗУ), то украинцы будут продолжать вымирать, как нация.

Читайте также: Сколько времени понадобится для реализации медицинской реформы

Наибольшие риски:

1. Саботаж в регионах

Реформа предусматривает, что больницы должны быть реорганизованы с коммунальных в некоммерческие предприятия. Такие решения принимаются на местах. Если в местных советах не проголосуют, то реформа не состоится на уровне этой территории. Это касается любых заведений, которые находятся на балансе города, района или области.

К тому же, чтобы заработала реформа должен происходить конструктивный диалог между общинами, которым, например, надо будет создать одну службу скорой помощи. Сложность заключается в том, что каждая община будет тянуть одеяло на себя, чтобы "скорая" была ближе к ним. Это касается амбулаторий и операционных.

Кроме того, в реформе правительство выделяет средства для покупки услуги, а уже за их доступность и предоставление ответственность несет местная власть.

2. Непонимание модели реформы

Опять же, это касается местных властей. Вцелом в регионах медицинские работники положительно отзываются о реформе, но многие из них не понимает, что именно будет происходить.

Эксперт реанимационного пакета реформ Александр Ябчанка подчеркивает, что в регионах власть просит правительство предоставить инструкции, что именно им нужно делать со своими медучреждениями.

Они говорят: дайте нам рекомендации, как нам сохранить свою инфраструктуру и как распоряжаться эффективно средствами, которые будут по-новому заходить от обслуживания пациентов. Сейчас существует непонимание модели, как им вести себя в новой системе координат.

Сейчас эксперт проинформировал, что разъяснительная работа в регионах силами общественных акивистив и Минздраву продолжается.

3. Согласование тарифов на услуги (DRG)

Сложной процедурой остается введение фиксированных тарифов на каждую услугу в больницах – от анализов до сложнейших операций. Тарифы могут также использоваться для определения стоимости лечения в стационарах.

Читайте также: Медицинская реформа: в Минздраве объяснили, какими будут тарифы

В Украине за основу взяли самую современную австралийскую модель, которая включает в себя все виды диагнозов и их лечения. В нашем государстве это будет очень сложная процедура унификации услуг, ведь за годы теневой практики даже самые простая операция по удалению аппендицита у разных врачей и регионах стоит разную сумму.
Правительство остается перед сложной дилеммой, как определить адекватную стоимость услуги, чтобы врачи снова не ушли в тень.

4. eHealth – программное забепечення

Наиболее сложным участком реформы эксперты называют ее программное обеспечение. По сути eHealth должно стать кровеносной системой реформы, по которой будут начисляться средства учреждениям.

Читайте также: Электронная медицина: как это будет работать и когда

Оно также должно включать в себя электронную амбулаторную карту пациента и весь медицинский документооборот. Пилотное тестирование этого программного обеспечения пока откладывается.

Безусловно, еще одной, но общеукраинской болячкой в любых реформах является политический популизм. Он создает лишний шум и дезориентирует людей относительно истинных намерений реформаторов. Следует помнить, что там, где предлагают лозунги и простые решения, там есть только содрогание воздуха, а не реформы.

Источники в правительстве сообщают, что на проведение медицинской реформы есть политическая воля руководства государства, поэтому законы, которых не хватает для внедрения реформы, будут доработаны депутатами и проголосованы в целом еще до начала летних каникул.