BFR - межпланетный прорыв

Австралийский город Аделаида в этом году принимал традиционный, уже 68-й Всемирный астрономический конгресс, который проходит один раз в год. Гвоздем программы стало выступление американского миллиардера Илона Маска с уточненным, дополненным и переработанным проектом ракеты и космического корабля, способного на межпланетные перелеты.

Первый вариант этой системы он представил в прошлом году. Однако за истекший год инженеры, ученые и просто энтузиасты набросали Маску гору полезных замечаний к его проекту, которые он постарался учесть. Новый проект получился намного более интересным и правдоподобным, чем изначальный.

Сначала напомню, о чем речь шла в 2016 году. На таком же конгрессе в мексиканском Акапулько Маск представил циклопических размеров корабль и ракету, которые создавались специально для колонизации Марса. Тот проект предполагал, что общая высота системы (то есть ракета плюс корабль) составит 122 метра. Диаметр ракеты должен был составить 12 метров, на Марс она могла доставить 550 тонн разных грузов.

Все это хозяйство предполагалось сделать многоразовым, поэтому цена доставки чего бы то ни было на орбиту Земли и на Марс была бы просто смехотворной. Проблема была в другом.
Строительство даже одной ракеты размером с хороший небоскреб требовало денег. Больших денег. Просто космических. Даже у Илона Маска таких средств нет, поэтому он думал, что ему помогут энтузиасты, частные компании и правительства заинтересованных стран.

Читайте також: Трамп оказался в центре политических скандалов

Собственно, главное изменение в проекте касается именно этого. Новые ракета и корабль будут чуть меньше, чем изначальные. Высота всей системы составит около 100 метров, а диаметр сократится на четверть – с 12 до 9 метров. Соответственно, снизится и грузоподъемность. На Марс такой корабль сможет доставить не 550, а всего лишь 150 тонн. Но оно того стоит.
Дело в том, что у компании SpaceX уже сейчас есть заводы, оборудование и технологии для изготовления ракет обычных размеров. Если бы был запущен прошлогодний вариант, то все это оказалось бы бесполезным: нужны были бы новые предприятия и новые технологии.

Но уменьшение масштабов межпланетной ракеты дает возможность использовать для ее строительства уже существующие материалы, технологии и заводы. Это позволит сберечь десятки миллиардов долларов и годы времени.
Таким образом, весь этот проект из совершенно фантастического и невообразимо дорогого превращается во вполне реальный – как по техническому исполнению, так и по стоимости реализации.
Но и это еще не все. Илон Маск не был бы собой, если бы не нашел возможности заработать на всей этой затее. И он нашел. Причем сразу несколько.

Коммерческий космос

По оценкам самого Маска, новая система, которую он назвал BFR (чертовски большая ракета) будет еще и чертовски выгодной. С огромной грузоподъемностью ее можно будет перезаправлять топливом использовать множество раз. В результате получится космический шаттл по самолетной цене использования. Это настоящая революция, которая открывает возможности для создания новой экономики.

Уже сейчас компания SpaceX занимает первое место в мире по количеству запусков коммерческих и государственных спутников. И зарабатывает на этом миллиарды! После ввода в работу огромной и невероятно грузоподъемной BFR на орбиту можно будет выводить гигантские спутники, целые исследовательские лаборатории, жилые модули и даже цеха промышленных предприятий.
Ну, например. Астрономам сейчас приходится изгаляться и мучаться, пытаясь впихнуть в сравнительно небольшой космический корабль орбитальный телескоп Джеймс Уэбб. Этот аппарат отправится в космос в следующем году, при этом несколько месяцев у него уйдет только на развертывание.

В процессе что-то может пойти не так, и несколько миллиардов долларов улетят в трубу. BFR мог бы доставить Джеймса Уэбба в точку назначения безо всяких дополнительных сложностей и за очень небольшие деньги. Как только это станет реальностью, у дверей SpaceX выстроится очередь из ученых, желающих отправить в космос свои зонды.

Для доставки припасов на МКС сейчас используют кучу маленьких космических грузовиков. Запуск каждого из них обходится под сотню миллионов долларов. BFR сможет за один полет полностью обеспечить МКС всем не обходимым на пару лет, причем цена такого полета будет намного ниже, чем сейчас. Но Маск все равно сможет разбогатеть и на таких запусках, если они будут частыми.

В одной из недавних прошлых программ я рассказывал о планах строительства лунной базы. Так вот, BFR сможет отправить туда сотню тонн груза и припасов, а потом взлететь и без дозаправки долететь на Землю. Причем в следующий рейс она будет готова отправиться уже через пару дней. Процесс строительства базы на Луне займет не десятилетия, а годы или даже месяцы. NASA и другие государственные космические агентства с радостью заплатят за это миллиарды вместо десятков миллиардов, планировавшихся ранее.

Читайте також: О перспективах человечества – на Земле и за ее пределами

Помимо этого, Илон Маск представил возможность использования своих космических кораблей для полетов из одной точки Земли в другую. По его словам, в любое место на нашей планете можно будет добраться все лишь за час. Система такая: едешь на космодром, загружаешься в BFR, летишь в космос со скоростью 25 тысяч километров в час, потом снижаешься, приземляешься, выходишь на другом краю планеты. И все это – по цене обычного авиабилета. Безопасность Маск обещает на том же уровне, что и у самолетов. По сути дела, это будет совершенно новая транспортная система, которая придет на смену дальнемагистральным самолетам. Настоящая революция!

Самое главное во всем этом – деньги. Отправка больших спутников, строительство лунной базы, снабжение МКС, а также перевозка людей по планете потенциально принесет компании SpaceX десятки миллиардов долларов, которые очень пригодятся при колонизации Марса.

Летим на Марс!

Илон Маск никогда особенно не скрывал, что вся его космическая деятельность – ради одной, стратегически важной цели: колонизации Марса.

Он собирается использовать BFR по тому же принципу, что и прежний проект. Ракета выводит на орбиту Земли корабль с десятками колонистов (в корабль влезает до сотни человек). Ракета приземляется, на нее устанавливают корабль-танкер, который отправляется туда же. На орбите он стыкуется с марсианским кораблем, перекачивает в него топливо и возвращается на Землю. Ну а колонисты в полностью заправленном корабле радостно отправляются на Марс.
Кроме того, будет и грузовая модификация BFR. Людей в ней не будет, она будет летать на Марс и обратно в автоматическом режиме и доставлять туда те самые 150 тонн грузов. В пилотируемом BFR тоже, кстати, будет грузовой отсек – на всякий случай.
Очень важно, повторюсь, что все эти штуки можно построить на уже существующих заводах. Новые строить не придется. В этой связи многие наблюдатели уже решили, что Илон Маск забросит проект Dragon. Это маленький космический корабль, размером с автомобиль.

Также, видимо, SpaceX оставит проект Falcon Heavy – промежуточная стадия между нынешними небольшими ракетами Falcon 9 и BRF. Они уже очевидно становятся пятым колесом в стратегии развития. Впрочем, окончательного решения на этот счет пока нет.
Сейчас все это кажется настоящей фантастикой. Но сам Маск рассказал, что его компания начала строительство и ракет-носителей, и кораблей. Работа уже идет! Все должно быть готово уже через пять лет – когда Земля и Марс в очередной раз подойдут на близкое расстояние друг к другу.

Читайте також: О неспокойном референдуме в Каталонии

По плану, в 2022 году на Марс отправятся первые два беспилотных корабля. Вместе они доставят туда 300 тонн грузов. Значительную его часть составит оборудование для завода по производству ракетного топлива.
Если все будет хорошо, то уже в 2024 году на Марс полетят еще два грузовика, а также два корабля с первыми колонистами. (Если повезет, то и я буду в их числе).

Ну а потом каждые два года на Марс будут лететь все новые корабли – как грузовые, так и пассажирские. Наверняка сначала будут какие-то сложности, но уже к 2030 году там должен вырасти первый марсианский город.
NASA на это время планирует первый облет Марса. Судя по всему, когда первопроходцы НАСА высадятся на Марсе, там уже будут пиццерии, кинотеатры и спа-салоны.
В любом случае, будущее уже наступило, ждать осталось недолго. Осталось всего 10 лет!