Наркотики, любовницы и хроническая боль: история художницы-бунтарки с ампутированной ногой

Фрида Кало
Фрида Кало / Коллаж 24 канала

Жизнь знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало была трагической. Эту женщину буквально соткала боль. Хроническая раздирающая боль, которая пронзала ее тело, жизнь и творчество. Но Кало не позволяла себя жалеть. Ведь ее дерево надежд всегда должно было стоять прямо. В годовщину смерти художницы 24 канал рассказывает, как Фрида Кало превратила страдание в искусство.

Жизнь, пробитая металлическим стержнем

В детстве Фрида болела полиомиелитом. Вследствие болезни одна нога была чуть короче другой. Чтобы не хромать, она надевала несколько носков на одну ногу и носила обувь с большими каблуками, чем на ботинке на другой ноге.

Читайте также: Депрессия и шизофрения: выдающиеся художники, которым не помешали психические расстройства


Фрида Кало

Но роковой для Кало была авария, которую она пережила в 18-летнем возрасте. 17 сентября 1925 года со своим другом она возвращалась из школы. Автобус, в котором они ехали, влетел в трамвай. В ДТП погибли несколько человек. Будущая всемирно известная художница выжила, но получила травмы на всю жизнь – железный поручень насквозь пробил таз, повредив матку и половые органы, были сломаны ребра, ноги, ключица и смещены три позвонка.


Фрида Кало "Госпиталь Генри Форда", 1932 год

Дальше – месяц в больнице, два месяца дома, три месяца в гипсовом корсете без возможности встать с кровати, 32 операции, один аборт, два выкидыша, ампутация ноги, наркотики и 29 лет пронизывающей боли.

Это было странное приключение. В нем не было жестокости, оно было медленным, тихим. Искалечило людей. А меня – больше других,
– вспоминала Кало.

Как бы цинично это не звучало, но по жизни Фриды Кало после аварии можно было писать целые пособия по хирургии, ортопедии, психиатрии, наркологии, неврологии, гинекологии и других сферам медицины.


Фрида Кало "Безнадежность", 1945 год

Однако если бы не случилось того, что случилось, возможно, Кало-художницы мы бы тоже не знали.

Читайте также: 7 интересных фактов, которых вы не знали о Сальвадоре Дали

"Я никогда не задумывалась о живописи, вплоть до 1926 года, когда я лежала в постели из-за автомобильной аварии. Мне, закованной в гипс, было до чертиков скучно в постели (у меня были переломы позвоночника и многих костей), поэтому я решила чем-то заняться. Я взяла у отца несколько масляных красок, а моя мать заказала для меня специальный столик, потому что я не могла даже сидеть. Так я начала рисовать".


За всю жизнь Фрида Кало перенесла 32 операции

Вторая авария

Впервые Кало встретила Диего Риверу в коридоре Национальной подготовительной школы в Мехико, когда художника пригласили расписывать стены здания. Ей было 15, ему – 37.


Диего Ривера и Фрида Кало

Через пять лет они встретились снова. Фрида, которая пережила головокружительную аварию и фактически заново научилась ходить, принесла показать Ривере свои картины. Девушка была экспрессивной и дерзкой и произнесла настоящий спич, почему с ней не стоит флиртовать, а должным образом критически оценить ее работы. Потому что она хотела иметь собственные средства для существования.

В этих полотнах была необычная энергия и экспрессия и в то же время настоящая серьезность. У них не было никаких приемов во имя оригинальности, которые отличают работы амбициозных новичков. Было очевидно, что эта девушка – настоящая художница,
– резюмировал Ривера.


За свою жизнь Фрида и Диего женились дважды

Но отклик в нем получил не только талант Фриды, но и она сама. Тогда художник был женат (уже второй раз и у него было четверо детей от двух жен и одной любовницы), но через год развелся, а через два – женился на Фриде.


Фрида Кало "Фрида и Диего Ривера", 1931 год

Родители художницы называли их отношения браком слона и голубки из-за существенной разницы в их физических данных.  И в этом союзе их радовало разве то, что Ривера уже был известным художником и состоятельным человеком, поэтому их дочери бедствовать не пришлось бы.

Читайте также: Любовь сквозь призму живописи: 11 картин-взглядов на человеческие чувства

Гильермо Кало: Моя дочь больна и останется больной до конца жизни. Она умная, но не красавица. Вы все равно в ней заинтересованы?
Диего Ривера: Да.
Гильермо Кало: Она дьявол.
Диего Ривера: Я знаю.
Гильермо Кало: Что ж, я вас предупредил.


Диего Ривера и Фрида Кало

Трудно говорить (да и не мы должны об этом говорить), насколько этот брак был удачным или счастливым. НоИ за время своих отношений Фрида и Диего буквально вросли друг в друга. Особенно ярко это прослеживается в работах колоритной мексиканки.


Фрида Кало "Автопортрет в образе Техуани", 1943 год

Ривера очень любил женщин. Эта любовь продолжалась в многочисленных супружеских изменах. Это страшно раздражало Кало и делало ей больно. Но снизить всеохватывающее либидо мужа она не могла.


Диего был неверным мужем, а Фрида была вероломной женщиной

Двойным ударом для женщины стал тот факт, что Ривера закрутил роман... с ее младшей сестрой. Вихрь внутренних реакций на такую коварную измену двух близких людей предстал на холсте в виде сцены убийства Кало с подписью "Всего несколько царапин!".

У меня в жизни было две аварии – одна с трамваем, а другая – встреча с Диего,
– говорила художница.


Фрида Кало "Всего несколько царапин!", 1935 год

Почти на год супруги разъехались по разным домам, но потом воссоединились. Так же, как в 1936 году развелись, а в 1940-м снова поженились. Что бы не происходило в их жизни, они чувствовали потребность друг в друге. Они поддерживали друг друга в творчестве, имели одинаковые политические взгляды, оставляли шрамы друг другу и любили друг друга так, как могли это делать.

Диего – начало, Диего – мой ребенок… Диего – мой супруг, Диего – моя мать, Диего – я сама, Диего – это все, 
– писала в дневнике Кало.


Фрида Кало "Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль", 1949 год


Фрида Кало "Диего и я", 1949 год

Портрет Сталина, Троцкий и маленькие супружеские измены

Фрида Кало, хотя и осуждала мужа за измены, однако сама интимных приключений не чуралась. Художница имела многочисленные интимные связи как с мужчинами, так и с женщинами. Например, за известными на весь мир портретами художницы, которые сделал американский фотограф Николас Мюррей, стоят 10-летние романтические отношения.

Читайте также: Женщины и искусство: что вы об этом знаете (тест)


Николас Мюррей (слева) с Фридой Кало (рядом с Мюрреем)

Они познакомились в 1931 году. Мюррей тогда развелся со второй женой, а Кало уже третий год была женой Риверы. Фотограф предлагал художнице закончить несчастливые отношения с ее мужем и выйти за него. Хоть Кало и не согласилась, но после завершения их романа в 1941 году они остались друзьями вплоть до смерти художницы.


Портрет Фриды Кало, сделанный Николасом Мюрреем

На другой роман повлияли политические взгляды Фриды. Как бы это ни резало украинское декоммунизированное ухо, но художница была пылкой сторонницей коммунистических идей. В 1927 году даже вступила в Коммунистическую партию Мексики.


Кало была ярой коммунисткой

В 1937-м, убегая от советского режима и ища политического убежища, главный враг Сталина Лев Троцкий поселился в "голубом доме" Кало и Риверы. Фрида очаровала советского идеолога, и они быстро стали близки.


Фрида Кало и Лев Троцкий

Бурный роман разворачивался прямо под носом у их супружеских половинок. Но длился он недолго. Троцкий быстро надоел Кало, а его жена взяла ситуацию под свой контроль и убедила мужа переехать. И настояла, чтобы он не забирал подаренный Фридой автопортрет, который висел в его кабинете.


Фрида Кало "Автопортрет, посвященный Льву Троцкому", 1937 год

Интересно, что отношения с Троцким никак не повлияли на отношение художницы к Сталину, который неоднократно пытался убить своего врага №1. Когда она узнала о смерти диктатора, то начала работу над картиной "Фрида перед портретом Сталина", но не успела завершить полотно.


Фрида Кало "Фрида перед портретом Сталина"

Колоритный наряд и ампутированная нога

Кало дышала бунтом и не хотела оставаться незамеченной – ни в  политических идеях, ни  своем творчестве, ни внешнем виде.

Читайте также: Союз искусства и технологий: почему обязательно надо посетить "Мастерскую света" в Париже

Пестрый мексиканский наряд, яркий макияж, богато укращенная прическа впоследствии стали внешним отражением ее идентичности и своего рода политической позиции, но изначально это был просто способ спрятать свои искалеченные ноги и стальной корсет. А когда в 1953 году Кало ампутировали правую ногу, то под длинными юбками начала прятать еще и протез.

Портреты Фриды Кало, сделанные Николасом Мюрреем: смотрите фото

Чтобы как-то развеселиться, художница разрисовывала свои корсеты и протезы.


Протез Фриды Кало

"Это уникальная, мятежная, противоречивая, культовая личность, чьи идеи наследуют феминистки, художники, модельеры, популярная культура. Как женщина, художница и икона культуры, Фрида получила всемирное признание. Кало является воплощением самой идеи современности. Ее выбор одежды отражает интуитивную способность создать смелый женский образ во времена, когда в мире искусства доминировали мужчины. Через искусство и стиль она выражала свои политические убеждения и справлялась с физической болью", – рассказала куратор выставки в лондонском Музее Виктории и Альберта, посвященной Фриде Кало, Цирцея Энестроза.

Читайте также: Мелодичный и теплый: нашли первую запись с вероятным голосом Фриды Кало – аудио

Кстати, когда Кало прописали носить стальной корсет, она написала картину "Сломанная колонна". Через полвека ею вдохновился кутюрье Жан Поль Готье, когда создавал костюм Лилу из фильма "Пятый элемент".

"Сломанная колонна" Кало и образ Лилу из "Пятого элемента": фотосравнение

"Дерево надежд, стой прямо!"

Несмотря на хроническую боль в теле и сознании, Фрида Кало пыталась брать от жизни все, что ей было под силу. "Дерево надежд, стой прямо!" – подписала одну из своих работ.

Что мне ноги, когда за спиной крылья!
– записала в дневнике художница.


Фрида Кало "Дерево надежд, стой прямо!", 1946 год

Художнице было трудно дышать из-за корсета, настоящей трагедией для нее было то, что она не могла родить ребенка, в разные периоды своей жизни она месяцами была прикована к постели. У нее была даже специальная конструкция, чтобы писать картины лежа. Из-за жгучей боли Кало злоупотребляла алкоголем. По слухам, она могла выпивать до двух литров коньяка в день.

Я пила, потому что хотела утопить свою печаль, но она, проклятая, все-таки следует за мной,
– писала Фрида.


Фрида много пила и курила

Кроме того, художница злоупотребляла наркотиками. Конечно, их выписывали врачи как обезболивающее, но Кало принимала психотропы, постоянно увеличивая дозу. От этого ее личность в старшем возрасте начала меняться..


Фрида Кало "Сон", 1940 год

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Официально – от воспаления легких. Однако в кругу приближенных художницы подозревали, что Кало могла совершить самоубийство и в самом деле умерла от передозировки наркотиками.

За восемь дней до смерти Кало написала картину "Да будет жизнь!". Там есть приписка: "Я весело жду, когда уйду, и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида".


Фрида Кало "Да будет жизнь!", 1954 год

На похороны Фриды Кало, которая при жизни стала легендой, пришли сотни людей, среди которых известные деятели искусства и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас.

Когда в крематории Ривере передали прах жены, то, говорят, он проглотил горстку праха.


Ривера хотел, чтобы его похоронили рядом с Фридой, однако следующая его жена этого не сделала

Источник: 24 канал
powered by lun.ua
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Залиште відгук