Когда вы поняли, что хотите быть режиссером?

Мне повезло, потому что первый мой опыт работы, мой первый этап был сознательным. И его, так сказать, развивал Владимир Кучинский. Сначала я работал у него как актер, и мне очень понравилось и до сих пор нравится то, что он делает. Нравятся те идеи, которые он еще тогда, в начале восьмидесятых годов, вкладывал в театр. Я считаю его своим учителем, потому что именно тогда у меня и возникло желание заниматься режиссурой.

К тому же у меня не было выбора (смеется – "24") – я из семьи актеров. Это семейное: отец работал всю жизнь в театре, в свое время был художественным руководителем в театре Заньковецкой, мама – заслуженная артистка Украины, которая сейчас на пенсии. Я рос в театре, поэтому меня просто поставили в безвыходное положение, но мне это понравилось, потому что другого я просто не знаю.

Самая первая постановка была в Харьковском академическом театре Шевченко – по сказке Андерсона "Олле Лукойе". Но мы называли ее "Сны Кристиана". Это была моя первая экспериментальная и самодостаточная работа. Эксперимент заключался в том, что мы сохранили персонажей и структуру, формат сказки, но вставляли туда диалоги Достоевского, Гете и других.

Насколько театры в разных городах Украины отличаются: театральные школы, сами театры, коллективы, публика в этих театрах? Потому что, насколько я знаю, вы работали и в Харькове, и во Львове, и в Киеве, и в Донецке, и в Луганске ... Насколько в театральном смысле это разное?

Есть разногласия. И очень большой пробел сейчас. Потому что в то время, когда распадался Советский Союз, начался и почувствовался сильный импульс "создания" талантливых людей. Мы можем говорить о том периоде, который давал что-то интересное. Не переформатирования того, что было, а действительно новых молодых людей, которые приходили и говорили, что они теперь будут это делать. И это было во всех отраслях. К сожалению, театры существовали и существуют до сих пор больше под административным воздействием. Это и в законодательстве прописано, и в самой системе построения театров в Украине заложено. Важно, чтобы ставка при этом делалась на талантливых людей – режиссера, который что-то крутое ставит, актера, который что-то классное играет, художника, который что-то чрезвычайное рисует, а не на то, что в стране должно быть определенное количество музыкально-драматических театров и в каждой области обязательное количество театров. То есть важно делать ставку именно на людей, а не на правила системы.

И именно этот момент индивидуального подхода – это действительно очень кропотливая работа. Но когда это возникает, а именно сейчас у нас оно и возникает, – в разных театрах появляются очень хорошие работы, очень классные постановки.

К сожалению, сейчас у нас идет война, но положительное осознание проявляется в том, что Украина единая, но очень разная. Эта разница во всем: в культуре, в языке, в восприятии, в театре, в том, как люди живут – это очень важно и в этом огромный для страны потенциал.

И если эти вещи исследовать, если делать ставку именно на культуру, то это даст возможность развития театра и даст возможность развития и особого внутреннего "раскрытия" людей. Потому что люди везде прекрасны. Я собственными глазами мог в этом убедиться, а именно театр помогает им это прекрасное в себе проявлять и развивать.


Фото из Facebook

Какие люди приходят в театр? Образ именно вашего зрителя?

Разные. Красивые. Мой зритель – это тот зритель, который открыт. Тот, который готов воспринимать, и именно тогда он красивый. Понимаете, есть зритель, который приходит с определенным стереотипом, и ты видишь, что он тебя не смотрит, а оценивает. И это тоже хорошо. Он приходит не в роли собственно зрителя, а в роли "оценщика". Такие зрители тоже на определенных этапах нужны. Но на самом деле самое приятное – когда человек приходит открытым, незаангажированным. Когда затем человек начинает говорить о том, что ты создал.

В Украине есть воспитанная театральная публика? Если есть – то кем и как она воспитывается?

Да, конечно есть. Воспитывается она сама собой. Например, вспоминаю недавнюю историю. Летом мы делали фестиваль "Люди и куклы" – с детской сказкой путешествовали нашим театром по селам на лошадях и показывали людям этот спектакль. И пожилые люди, которые выходили посмотреть эту сказку, декорациями к которой был обычный куст или дерево, они были чрезвычайно искренними, они были лучшими зрителями. Тогда я почувствовал, что и бабушка, которая вышла на нас посмотреть – она ​​крутой интеллектуал. И в такие моменты понимаешь, что воспитывать не надо, потому что у человека всегда есть стремление к прекрасному. И когда человек видит прекрасное или намерения прекрасного во всех его проявлениях – он ​​будет тянуться. И, наверное, это и есть момент провокации.

Какие темы, по вашему мнению, являются наиболее актуальными в театре сегодня?

Я убежден, что возвращение к красоте во всем. Потому что сегодняшняя война – это отсутствие культурной политики 24 лет. И можно говорить о реформах, можно говорить все, что угодно, но если мы не будем говорить о культуре – не будет ничего. Вот сколько сейчас вкладывается денег в АТО? В десять раз больше надо вложить в культуру. В театр, в библиотеки, в образование ... Это надо осознавать и не стыдиться этого. Нельзя сейчас запихнуть культуру на задний план, потому что только через это сможет произойти настоящее возрождение. Когда идет война – надо говорить о культуре, тогда война уйдет на задний план.

Насколько театр Леся Курбаса является нетипичным для Украины?

На самом деле он наиболее типичный, потому что в сравнении с ним все остальные можно назвать нетипичными. Потому что возникновение этого театра было наиболее правильным. Он появился не через систему, а через человека-мыслителя, который был воспитан на чрезвычайно сильной школе. И у Владимира Кучинского есть необычайный дар – он собирает вокруг себя в театре талантливых мыслителей. И тогда его работа, его драматургия заставляет тебя думать. Но, что немаловажно, думать не просто мозгом, а эмоционально думать. И тогда это возвращается к цельности. Например, последняя их премьера "Благодарный Эродий" – это стержень театра, где поднимается тема благодарности, и тогда душа начинает работать иначе.

Мне кажется, что этот театр очень нужен. У каждого зрителя есть право выбора, но Кучинский – единственный на сегодняшний день в Украине, кто создал неформальную театральную школу. И это очень важно, потому что к нему хочется всегда возвращаться.

А театр, к которому хочется возвращаться, к людям, к которым приятно возвращаться, – это и есть главное.