Эксперт отмечает, что это делается с помощью авторского определения понятия государственный язык, так как в ст. 1 законопроекта предусмотрено, что "государственный язык - закрепленная законодательством речь, употребление которой обязательно в органах государственного управления и делопроизводства, учреждениях и организациях, на предприятиях, в учреждениях образования, науки, культуры, в сферах связи и информатики" .

"Такое определение позволяет подвести под это понятие не только украинский, но и другой, прежде русский язык. Ведь сегодня государственный язык определен не аморфным" законодательством ", а актом высшей юридической силы - Конституцией Украины. В случае вступления, проект Кивалова-Колесниченко становится частью "законодательства", его положение об обязательности в соответствующих случаях применения русского языка подпадают под ним же определенное понятие государственного языка, а следовательно - внеконституционным образом русский язык приобретает в Украине статуса государственного ", - убежден эксперт.

Он добавляет, что это делается путем вытеснения украинского языка из исключительной сферы его применения как государственного языка. А также, проект, по его словам, закрепляет юридические предпосылки, которые не требуют от граждан Украины, в частности, государственных служащих, обязательного знания государственного (украинского) языка, так как они могут ограничиваться знанием только регионального языка или языка меньшинств.

К слову, Спикер Верховной Рады Владимир Литвин заявил, что намерен обратиться с письмом к главе государства Виктору Януковичу и рассказать о рисках принятого во втором чтении "языкового" закона.