Поддерживать президентские инициативы, называя их антиконституционными, отказалась фракция "Свободы" и часть "Батькивщины". За эти законы проголосовали бывшие "фронтовики" Яценюка, ударовцы и депутатские группы.

Вторая партия власти

Отток из "Батькивщины" депутатов, подконтрольных Арсению Яценюку (бывший "Фронт Перемен", - ред.) и Александру Турчинову, в новую партию "Народный Фронт" был четким сигналом, что старые полковники Тимошенко и она сама переходят к оппозиции. Новая партия Яценюка и Турчинова - "Народный Фронт", хоть и не объединилась с Блоком Петра Порошенко на досрочных выборах, однако де-факто превращается во вторую партию власти, которая поддерживает политику президента Петра Порошенко.

Новая оппозиция

Окончательность оппозиционности "Батькивщины" и "Свободы" выступила на фоне продвижения Петром Порошенко законов "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" и "О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей".

"Батькивщина" еще до начала предвыборной агитации, наряду с растущими разногласиями между Тимошенко и Яценюком, последовательно начала критиковать политику Петра Порошенко. В частности, "Батькивщина" напоминала властям, что они не вносят Соглашение об Ассоциации в парламент в течение трех месяцев, называя Соглашение разменной монетой в переговорах с Россией. Здесь вся правота на стороне Тимошенко.

Когда же Соглашение попадает в парламент с новым положением об отсрочке углубленной зоны свободной торговли до 31 декабря 2015 года, то в "Батькивщине" отсрочку трактуют как "откладывание введения в действие Соглашения об ассоциации с ЕС". Вокруг этого даже возникает кратковременная истерия в обществе.

"Свобода" пошла дальше и устами лидера фракции Олега Тягнибока сравнила так называемые "донбасские законы", принятые 16 сентября, с диктаторскими законами 16 января. Партия Тягнибока пытается использовать резкий скачок недовольства в обществе от принятых законов, чтобы заработать дополнительные проценты и попасть в Верховную Раду.

Если эти две силы попадут в следующий парламент, то соответствующее направление их политической конфронтации с властью будет сохраняться. Есть большая вероятность того, что "Гражданская позиция" Гриценко и "Самопомич" присоединятся именно к парламентской оппозиции, а не создадут коалицию с провластными силами.

Конструктивная критика


Вместо этого "Батькивщина" конструктивно раскритиковала провластное большинство за проголосованные законодательные инициативы президента. "Донбасские законы" не были рассмотрены и обсуждены должным образом. Если уменьшить общую политическую громкость от подобных заявлений, то можно услышать действительно адекватные замечания.

Одно из них состоит в том, что закон об "особом статусе отдельных районов Донбасса" позволяет сформировать органы местного самоуправления из местных элит. То есть, новыми милиционерами, судьями, прокурорами и депутатами станут местные сепаратисты. Более того, второй закон "об амнистии" позволяет им избежать любого наказания.

Если эти законы не называть "капитулирующими", "невыгодными" и т.д., то, безусловно, их можно назвать дискуссионными. Предшествовать принятию этих законов должно было более открытое и понятное разъяснение.

"Тушки" Порошенко

В то же время Президент понимает, что контролирует большинство парламента: УДАР, часть "Батькивщины" и депутатские группы бывших регионалов. По большому счету, Президент, обладая политической волей, может принять любой закон.

Верховная Рада VII созыва оказалась абсолютно мягкотелым государственным органом. Засилье бизнесменов и "решак" подрывают основы парламентаризма. Послушание высшего законодательного органа и подконтрольность его Президенту, хоть и является составляющей украинской политики, но в условиях войны подвергает всю страну большой опасности принятия ошибочных решений. Поскольку главный принцип парламентско-президентской республики это баланс и взаимоконтроль между ветвями власти.

Дмитрий Бобрицкий