Максим Саваневский - управляющий партнер цифрового агентства PlusOne DA. Он также основатель украинского сайта Watcher, где можно прочитать о самых последних новостях и трендах интернета и цифрового мира в целом.

Первая часть интервью Саваневского Телеканала новостей "24" - это анализ того, каковы украинские политики в интернете. Чего они боятся, в чем успешны, какие ошибки делают и для чего вообще регистрируются в соцсетях.

Политика - это закрытая сфера. А интернет требует открытости

За последнее время деятельность украинских политиков в интернете изменилась. Они поверили, что "что-то там в интернете есть". Но успешное общение в сети предполагает открытость политика, а у нас политика сама по себе является очень закрытой сферой деятельности. Политики боятся быть на виду, когда многие люди могут им одновременно сказать, как они их ненавидят и не любят. Для многих людей это большое и неприятное открытие.

В рейтинге топ-20 самых популярных украинских пользователей Facebook почти половина - политики. Это определенный показатель того, насколько наши политики интегрировались в соцсети.

Почему-то большинство украинских политиков начало создавать частные аккаунты, а на Западе популярнее - создать страницу для политика или партии. Их и ведут от имени пресс-службы или штаба.

Страницу, в отличие от аккаунта, необязательно вести человеку, для которого она создана. Этот формат предусматривает, что ее может вести кто-то из команды.

Если социальными сетями в вашей кампании будет заниматься кто-то вместо вас - надо заводить именно страницу. Тогда гарантированно не обманываете людей, мол, сами туда поститесь.

Если социальными сетями в вашей кампании будет заниматься кто-то вместо вас - надо заводить именно страницу. Тогда гарантированно не обманываете людей, мол, сами туда поститесь. Ну и еще важное преимущество - возможность размещать приложения в пределах страницы, чего не сделаешь в частном аккаунте.

Я думаю, любой человек независимо от возраста может полюбить соцсети, если разберется, как с ними работать. В США даже политики, которым за 70, два года два назад начали активно использовать социальные сети, иначе проиграли бы на фоне младших.

Через несколько лет выиграть выборы без соцсетей будет нереально

Соцсети - это уже обязательный набор политика. То же самое, что и участвовать в пресс-конференциях или давать интервью. В Украине выиграть выборы без соцсетей еще реально. Но через несколько лет это уже будет невозможно вообще.

Даже очень крутые украинские политики читают обновления в своей ленте. Есть такие, которые не под своим именем специально заводят аккаунты, чтобы присутствовать в соцсетях и смотреть, что там происходит. Это же хороший инструмент, чтобы понять, что говорят и чем дышат.

Даже очень крутые украинские политики читают обновления в своей ленте новостей

Сначала политикам в соцсетях интересно. Затем они втягиваются. Просят своих детей, чтобы помогали. А в конечном итоге нанимают консультантов. Этот процесс очень активно происходит.

В прошлой Верховной Раде было где-то 30-40 нардепов имели аккаунты. Сейчас их около 100. Тогда из тех 30 реально активных было 5-10. Сейчас активных - 40-50. Я думаю, что через два-три года большинство депутатов будут иметь аккаунты.

Лучший аккаунт - у Юрия Луценко, большой просчет - у Виктора Медведчука

Лучше всего аккаунт ведет Юрий Луценко, как это ни странно. Хотя он появился в Facebook несколько месяцев назад, а до того вообще не имел доступа к соцсетям. Мне кажется, он пример того, как надо вести грамотно. Чувствует, что там нужно поститься. Леся Оробец неплохо ведет свои аккаунты, но она ведет себя там, скорее, как хороший депутат, а не как политический лидер. Луценко же ведет себя как политический лидер. Это другая стилистика и другое представление информации.

По Twitter я бы точно выделил Андрея Шевченко, так как он имеет ощущение, как эта соцсеть работает. Он правильно забрасывает туда информацию, его часто цитируют СМИ. По количеству цитирования он в Twitter точно № 1.

Достаточно грамотно все построено у Тигипко. Он даже вел Twitter-день, когда целый день все, что с ним происходило, лично твиттил с айпада. И хотя вместо него большую часть информации забрасывает его пресс-служба, видно, что у него есть стратегия.

С интернет-активностью Азарова все, что можно было худшее сделать, его команда сделала

С интернет-активностью Азарова все, что можно было худшее сделать, его команда сделала. Его страница - это профанация. Для него "зачищают" аудиторию, вопрос ему задают боты, он отвечает на вопрос ботов. Другие боты лайкают то, что соответствует. Ему создают комфортную теплую ванну, в которую он садится и расслабляется.

Ляшко, возможно, постится сам. Видно, что у него есть команда поддержки. Но проблема в том, что аудитория Ляшко - не в Facebook. Поэтому оно выглядит натянуто и ложно. Кто-то, может, на страницу и приходит похихикать, но серьезно это не воспринимают.

У Порошенко достаточно хорошо получается. Он лично ведет FB-аккаунт, лично его читает.

Яценюк редко что-то постить, но делает это самостоятельно. Когда едет на работу - всегда читает Facebook и знает, что там происходит. В этом смысле он от многих политиков положительно отличается.

Кличко - возможно, иногда что-то сам постит, но там понятно, что за него все делают.

Большие фейлы в соцсетях, сделанные украинскими политиками? Прежде всего приходит на ум Виктор Медведчук. С ним была история, когда к его аккаунту присоединялись несуществующие люди. Он пытается быть серьезным политиком, жестким, но взвешенным. С таким имиджем человеку не стоило бы покупать фейковые аккаунты.

В следующей части интервью мы опубликуем анализ Максима Саваневского о том, как соцсети помогают в избирательной кампании, почему с их помощью трудно заставить проголосовать за конкретного кандидата, станет ли в Украине популярным Twitter, и для чего команада Барака Обамы часто постит в соцсетях его фото с женой.