В этот раз не победой на очередном конкурсе, а кампанией по сбору средств на новые версии развлекательного гаджета для домашних питомцев. Конечно, тут же обозначились и критики. И продукт им бесполезный, и сразу ориентирован на западный рынок, и с такой ценой купят его только зажиточные американцы, но никак не украинцы.

Я ни один из этих аргументов не маркировал бы как плохой. Если говорить с точки зрения бизнеса, то команда Petcube снова делает то, о чем только начинают громче говорить на украинском IT-рынке. Она создает завершенный самодостаточный продукт, понимает свою клиентскую нишу, готова работать в мировом масштабе и ориентирована на прибыль. Этим могут похвастаться далеко не все стартапы. Ведь главной целью многих является привлечение первых инвесторских средств, а не реализация конкретного бизнес-плана.

Нашей растущей IT-сфере пора менять "сырьевую" модель работы. В этом я глубоко солидарен с коллегами – аутсорсинг Украине приносит значительное количество заказчиков, но мы остаемся просто "человекочасами", невидимым звеном в разработке продуктов мирового уровня. Проекты вроде Petcube, Looksery, Ecoisme, которые реализуют свои цели, параллельно выполняют и еще две миссии. Во-первых, обозначают Украину во внешнем мире не просто как страну дешевой и квалифицированный рабочей силы, но и самостоятельную в разработке продуктов и привлекательную для инвестиций. Во-вторых, заражают своим примером молодых IT-шников и предпринимателей. Мода на готовый продукт нам нужна.

А другой позитивный пример не так давно подала знаменитая система госзакупок ProZorro. Совместно с другим знаменитым проектом онлайн-образования Prometheus они организовали бесплатный онлайн-курс по публичным закупкам для всех желающих. Сам Prometheus, аналогично Petcube, использовал краудфандинговую платформу для сбора средств на продолжение своей деятельности и собрал нужную сумму гораздо раньше отведенного срока.

Что из этого можно понять? То, что украинские проекты начали сотрудничать между собой, благодаря чему получается синергетический эффект, в котором 1+1=3. Соответственно, в Украине начинает формироваться собственная "бизнес-экосистема" или экосистема стартапов, которая позволяет без привлечения (или с минимальным привлечением) внешних ресурсов развивать саму себя.

Мы не можем похвастаться последовательной политикой государства по отношению к IT-отрасли. Но тем временем она учится на собственных ошибках и умудряется преодолевать неблагоприятные правовые и инвестиционные препятствия, которые пока что складываются в Украине. Поэтому есть смысл делать процесс эффективнее со всех сторон – инвесторам обратить внимание на внутренних специалистов, государству, наконец, сделать условия развития более лояльными, а самим IT-шникам – быть готовым к сотрудничеству между собой и ориентироваться сразу на широкий рынок.

Читайте также: Электронное государство нужно выстраивать с учетом "защиты от дурака"