Кроме литературной деятельности, Мухарский является инициатором художественно-культурологического проекта "Жлоб. Жлобство. Жлобизм", а как лидер группы "Сталин & Гитлер капут" под псевдонимом Орест Лютый презентовал свой ​​"стебный" проект "Ласковая украинизация", который заключался в исполнении украинизированных песен советских времен. Антин рассказал мне об основной идее написания "Добы", своей гражданской позиции, а также о "языковом" законе, предстоящих выборах и вероятности еще одной революции.

Фото: Сarstyling

Антин, расскажите, откуда идея написания этой книги? Что побудило именно к такому провозглашению собственного мнения и гражданской позиции?

Эта книга писалась почти 20 лет, а ее первая и вторая части были изданы отдельной книгой - повесть "Доба" в 1994 году, за которую я получил главное гран-при конкурса "Гранослов". В 1995 году появились еще две части, и, когда я пошел по издательствам, то редакторы, которые видели этот материал, говорили, что он слишком радикальный и они не могут его выдать, да и вообще, что это не актуально, так как изменился общеполитический курс, пришли к власти русофилы-украинофобы. Следовательно, эта книга легла в ящик.

Но после событий последнего времени, а это - наступление на язык, возвращение к русификаторской политике и так далее, я понял, что Украина и, в частности, я, оказались в том исходном пункте, который был в начале 90-х годов. Казалось, прошло 20 лет и что-то должно измениться в жизни украинцев, Украина должна была бы получить какое-то тело - более материализованное и устойчивое, чем сейчас. А выходит, что Украина как название, как территория, существует, а украинцев как народа, как нации, - нет.

Именно это подтолкнуло меня к тому, чтобы эта книга была дописана и издана, потому что это уже стало моим своеобразным гражданским долгом: заявить и обнародовать те вещи, о которых мы все говорим, это - некое выжимание какого-то страха из себя. Многие мои друзья, которые первыми прочитали это издание, сказали мне: "Зачем ты это делаешь? У тебя же семья. И так есть много разных врагов или людей, которые тебя не воспринимают. Зачем дразнить этих гусей?". А я сказал, что не могу с этим жить, ведь как же мне воспитывать детей в такой полуправде? Меня мой сын спрашивает: "А почему в Украине говорят "по-русски"?". Вот как это объяснить? Ты пытаешься с этим всем работать и эта книга - это как раз попытка хотя бы для самого себя понять, откуда ты вышел, кто ты и куда идешь.

Вы упомянули о наступлении на язык. "Языковой" закон подписан. Что дальше будет происходить? Будут ли какие-то поправки, еще протесты?

Я вижу какую-то определенную консолидацию в обществе, вижу, что люди сознательно начинают в ареале своего общения наперекор всем разговаривать на украинском. Я встречал таких людей, киевлян, которые умышленно отдают детей в украинские школы, потому что поняли: если к этому относиться равнодушно, то русификацию втихоря проводить легче, а сейчас ситуацию радикализировали. Возможно, это даже к лучшему, потому что украинцы могут мобилизовать свой ресурс. Это - еще один бой, который мы либо проиграем, либо выиграем. Украинцы сейчас должны подняться и защитить свои права.

Были ли Вы возле Украинского дома? И как Вы относитесь к тому, что политики, которые сначала стояли с народом, вскоре убедив людей, что все будет хорошо, разошлись?

В первую же ночь стоял. И на меня та первая ночь произвела гнетущее впечатление, когда политики, которые, естественно, должны стоять по одну сторону баррикад, ссорятся между собой. Был посыл, - люди ждали лидера, который укажет, что делать. А на самом деле все было как-то по-любительски: собрались, пели песни, пришли артисты, кто-то почитал стихи. И где профессионал, который возглавит это движение? А его нет. И это было самое большое разочарование: я увидел, что это все превращается в балаган.

Вам не предлагали вступить в какую-либо политическую партию, блок?

Я четко декларирую свою анархическую принадлежность, не принадлежу ни к одной политической группировке и считаю, что государство, которое подавляет личное достоинство, должно исчезнуть. То есть, я - антиглобалист, антигосударственник (если собственно под этим понимать то государство, которое подавляет личность, хочет подчинить и поставить в определенные рамки). Безусловно, на определенном этапе для Украины государство необходимо, как и для любой другой страны, чтобы сохранить хотя бы украинскую идентичность. Но в глобалистическом формате я блокирую все свои политические позиции, то есть, я этим всем интересуюсь, но сознательно не вступаю ни в какие блоки, группировоки и т.д.

Появилась тенденция: многие из тех, кто является представителями украинской культурной элиты, вступают в различные партии и идут чуть ли не первыми в списках на выборы. Это нормальный процесс?

Это естественное явление. Если партии нечем похвастаться и у нее нет идей, то, к примеру, наличие Шевченко добавляет ей голосов футбольных фанатов, может с полмиллиона. Мол, "я - за Шевченко, я его люблю, так я за него и проголосую". Все это понимают и все эти правила принимаются. Мы - рабы, а они тем самым проверяют предел нашего терпения, и в этом заключается нормальная и естественная история государства, ведь государство всегда против человека, оно должно подчинить его, сделать из него раба. Мы удивляемся "как это так нас?", а так было всегда. Просто мы, люди, выросшие в Советском Союзе, считали, что "Государство, человек - это звучит гордо!", а мир через это уже проходил, это происходило сотни лет, просто об этом всем надо больше читать и интересоваться. Людям было значительно хуже, например, в 1937 году, а у нас сейчас все хорошо.


Фото: Фокус

Ну и наконец, как Вы думаете, октябрьские выборы в Верховную Раду способны внести какие-то изменения? Или все останется на своих местах, а произойдет только минимальная ротация в парламенте?

Мне бы очень хотелось, чтобы произошло что-то такое, что было в 2004 году, когда после всеобщей апатии и уныния возникает такое явление, как Оранжевая революция, которую сейчас всевозможными методами пытаются осквернить. Это не была революция, которую сделали за океаном. Были разные истории и провокации, но для меня и моих друзей, которые выходили на Майдан, это было сознательное волеизъявление. Начиная с бабушек и заканчивая детьми с лентами. Жаль, что это все пытаются исказить исторически, поскольку стояли миллионы людей, которые верили. А самая большая беда в том, что у украинцев отобрали веру сами украинцы, которые не могут договориться друг с другом. Истории "два человека, три гетмана", в общем, все эти распри умышленно вкидываются, и мы ведемся на эти провокации, ссоримся. Но пусть лучше так, чем так, как в России или Беларуси.

Все же у меня есть надежда, что, благодаря тому, что Украина разделена, сохраняется тот плюс-минус, полярность и плюрализм мнений. Просто мы, украинцы, как толерантные люди, европейцы, позволяем нашим оппонентам делать много того, чего бы они нам сделать не позволили. Мы позволяем им плевать себе в глаза, а если бы мы им плюнули, то они бы сказали "Ничего себе, ану-ка давай в тюрьму!". А мы им не говорим "в тюрьму!", хотя должны бы были это сделать.

Еще одна революция реальна?

Реальна!


Беседовала Ира Вовк,
Телеканал новостей "24"