Об этом говорится в письме руководителей профильных промышленных ассоциаций, направленном вице-премьер-министру Владимиру Кистиону, первому вице-премьеру – министру экономического развития и торговли Степану Кубиву, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, главе Государственной регуляторной службы Ксении Ляпиной, главе правления "Укрзализныци" Евгению Кравцову и главе Наблюдательного совета "Укрзализныци" Шевки Аджунеру, копия которого есть в распоряжении.

Промышленники отмечают, что в период с ноября 2017 по декабрь 2018 железнодорожные расходы всех грузоотправителей в Украине выросли примерно на 12 млрд гривен, что обусловлено индексацией регулируемого тарифа на железнодорожные перевозки и ростом стоимости использования вагонов собственности АО "Укрзализныця" и частных владельцев железнодорожных вагонов. Во многом это вызвано увеличением стоимости пользования полувагонами собственности АО "Укрзализныця", которая по данным Антимонопольного комитета Украины владеет 52% рабочего парка железнодорожных вагонов всех видов, что является признаком монопольного (доминирующего) положения на рынке железнодорожных перевозок в 2017-2018 годах.

"Несмотря на это, 1 февраля 2019 на официальном сайте Министерства инфраструктуры Украины был обнародован проект внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 16 декабря 2009 №1392 (далее – Проект изменений в Постановление №1392), которым фактически меняются принципы государственной политики в сфере регулирования тарифов на железнодорожные перевозки, и вводится автоматическая индексация тарифов АО "Укрзализныця" без согласования с профильными министерствами и Государственной регуляторной службой Украины. Также был опубликован проект приказа "О проведении ежегодной автоматической индексации", которым предусматривается рост железнодорожного тарифа в 2019 году на индекс промышленных цен 2018 (14,2%) и ежеквартальную автоматическую индексацию (2,5% каждый квартал) в 2019 году", – говорится в письме.

Таким образом, подчеркивают промышленники, ожидается рост регулируемого железнодорожного тарифа на уровне 23% за год, что оценочно увеличит затраты грузоотправителей на 11,7 млрд гривен в ежегодном измерении. Представители ассоциаций считают такой рост беспрецедентным и уверены, что это решение негативно повлияет как на работу отечественных производителей, так и на показатели операционной работы самой "Укрзализныци".

Промышленники уверены, что механизм автоматической индексации имеет признаки злоупотребления монопольным положением на рынке железнодорожных перевозок. "Автоматическая индексация фактически исключает бизнес из дискуссии об увеличении железнодорожного тарифа и дает субъекту, который имеет признаки монопольного положения на рынке железнодорожных перевозок, неограниченно увеличивать расходы грузоотправителей", – подчеркивается в документе.

Кроме этого, отмечается, что индекс промышленных цен как индикатор изменения цен на услуги Укрзализныци не отражает объективную структуру расходов предприятия – минимум 50% расходов составляет фонд оплаты труда, который не зависит от индекса промышленных цен, на него влияет индекс потребительских цен, который был намного ниже в 2018 году, чем рост промышленных цен.

По мнению представителей отечественной промышленности, решение будет иметь негативные последствия для работы самой "Укрзализныци". "Не проанализировано влияние предложенного повышения на объемы перевозок Укрзализныци, особенно учитывая ежегодное падение объема перевозок железнодорожным транспортом и рост объема перевозок автомобильным транспортом. Только в 2018 году Укрзализныця перевезла на 18 млн тонн меньше чем в 2017 году (322 млн тонн против 340 млн тонн в 2017 году), в то время как автомобильным транспортом в 2018 году перевезено на 9 млн тонн больше чем в 2017 году (187 млн тонн в 2018 году по сравнению с 178 млн тонн в 2017 году)", – говорится в письме.

Промышленники обратились к вице-премьер-министру с просьбой поддержать позицию ведущих отечественных отраслей промышленности и провести экстренное совещание с участием профильных отраслевых ассоциаций, АО "Укрзализныця", Государственной регуляторной службы Украины, Министерства инфраструктуры и Министерства экономического развития и торговли Украины с целью обсуждения проекта приказа об автоматической индексации железнодорожных тарифов.