Глава Верховной Рады Андрей Парубий перед голосованием подчеркнул, что законопроект 7066 — это антикоррупционный закон. Сторонники этой инициативы видят шанс наконец распродать убыточные и неэффективные госпредприятия, противники указывают на дополнительные шансы для олигархов. Какие принципиально новые идеи предлагает законопроект и почему они могут не сработать – сайт "24" спросил у экспертов.

Читайте также: Шаг к массовой приватизации: чего испугались депутаты

Все продать... олигархам?

По убеждению экс-министра экономики Владимира Ланового, закон о приватизации упрощает саму процедуру, но не меняет сути, которая заключается в усилении клана и строя олигархов. По его мнению, приватизация госимущества "передаст в их распоряжение больше предприятий, промышленности, а, следовательно, финансов и политики".

Лановой предостерег, что сейчас наблюдаем, как олигархи хотят спешно за один год приватизировать наиболее высокотехнологичные предприятия, в частности, "Хартрон", "Турбоатом".

Частные монополии – страшнее, чем государственные. Поэтому надо провести демонополизацию. Во-вторых, продавать акции не одним пакетом 99%, а 20-25% – самый большой пакет. А акции в розничном порядке продавать гражданам Украины. Тогда мы сформируем средний класс и упредим создание олигархических кланов. В Европе именно так происходит приватизация крупных объектов. Поэтому там нет олигархов,
– отметил Владимир Лановой.

И он подчеркнул: большая приватизация не приведет к добиранию в бюджет средств, которых не хватает: "25 лет в пользу приватизации используют главный аргумент – наполнение Госбюджета. Но мы ни разу не видели, что были такие продажи, которые бы серьезно изменили доходную часть бюджета. Это демагогия. Наполнение бюджета происходит через инфляцию и девальвацию. Это очень легкий путь. Один процент инфляции – примерно 20 миллиардов гривен. А чтобы получить столько же от приватизации – надо же работать".

Не мешать "мух с котлетами"

Но законопроект 7066 как раз не ставит перед собой цель наполнить бюджет за счет продажи госимущества. Существует разница между продажей крупных стратегических предприятий и большого количества малых, говорят эксперты-лоббисты закона.

"Много малых государственных предприятий, как правило, потеряли свои производства и сейчас являются просто недвижимостью, недостроями или землей. Нет смысла их приватизировать по сложной схеме. Мы хотим выставить их на продажу через аукционы на ProZorro. Продажи без оценки государственными оценщиками. Это просто не имеет смысла, потому что их стоимость составит существенную часть выручки от продажи какой-то бани, которую продает Фонд госимущества", — пояснил видение сути приватизации первый заместитель министра экономики Максим Нефедов в интервью сайту "24".

Руководитель Офиса эффективного регулирования (BRDO) Алексей Гончарук в комментарии сайту "24" уточнил, что проблема в том, что в Украине очень много государственного имущества. И все принципы приватизации до сих пор предусматривали отдельную оценку каждого элемента. Система строилась таким образом, чтобы детально выписать, каким образом должно оцениваться любое имущество. Оценка, затраты – все для определения стартовой стоимости имущества. Вся эта собственно подготовка к приватизации и формированию стартовой цены – требовали значительного количества времени. И пропускная способность системы была соответственно незначительной, и продать большое количество предприятий было невозможно.

Новая идеология заключается в том, что мы отделяем не самые дорогие предприятия, а меньшие, которые не имеют стратегического значения для государства. И механизм стартового ценообразования переводится на прозрачную конкурсную процедуру. В конце концов, не такой важной становится эта стартовая цена предприятия, основная цель – не столько получение средств в бюджет, сколько прекращение убытков, злоупотреблений и коррупции и искажения конкуренции на рынке. Цель – передать предприятие эффективному частному собственнику, пусть зарабатывает деньги и платит налоги. Главная задача – не до копейки высчитать стартовую цену, а обеспечить конкурентную продажу,
– объяснил Гончарук.

Если у покупателей есть интерес и равный доступ к покупке – они сами выйдут на адекватную цену, убеждены в BRDO. По мнению Гончарука, система Prozorro как нельзя лучше подходит для обеспечения конкурентного доступа, и, по прогнозам, именно она будет использована для приватизации.

При этом принцип "простой" приватизации не касается крупных предприятий, здесь режим сохраняется, отметили и Нефедов, и Гончарук. Составлен отдельный список крупных, дорогих, стратегических для государства предприятий.

Крупные предприятия будут продаваться как бизнес, пояснил Нефедов: для этого снимается инвестиционный советник, который заинтересован предложить адекватную цену и получить от приватизации свой процент. Потому вознаграждение советник получит, только если предприятие кто-то купит.

"Вкусности" законопроекта

Аналитик Андрей Вигиринский по просьбе сайта "24" проанализировал инициативы законопроекта 7066 на предмет интересных нюансов.

1. Выписано понятие "стартовая цена объекта малой приватизации". Определяется аукционной комиссией на уровне балансовой стоимости объекта (активов объекта малой приватизации, за вычетом задолженности по финансовым обязательствам, в случае их наличия. Если финансовые обязательства объекта малой приватизации равны или превышают балансовую стоимость активов объекта, стартовая цена определяется аукционной комиссией по результатам изучения аукционных предложений не менее трех потенциальных покупателей. Если в течение месяца с момента опубликования объявления об изучении спроса не поступило трех аукционных предложений от потенциальных покупателей, стартовая цена объекта малой приватизации определяется на уровне оценочной стоимости, в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины. "То есть, можно говорить о том, что государство понимает состояние того имущества, которое продает, и что сумма долгов по этим объектам может быть больше их стоимости, и допускает реализацию по цене, которую готов заплатить потенциальный инвестор", – уточнил Вигиринский.

2. Выписана норма о возврате средств инвестору, если договор о приватизации будет расторгнут или признан недействительным. Возврат уплаченных за объекты приватизации средств осуществляется из тех, которые поступили от повторной продажи таких объектов (уменьшенных на сумму штрафов или других платежей, причитающихся к уплате покупателем в соответствии с настоящим законом и/или договором купли-продажи), в течение пяти рабочих дней после поступления средств от повторной продажи на счет государственного органа приватизации. Причем сумма возврата не должна превышать сумму, уплаченную покупателем во время предварительной продажи.

3. Понятие прекращения приватизации. Это решение государственного органа приватизации о прекращении совершения каких-либо действий, направленных на приватизацию (продажу) объекта приватизации. В тексте это понятие упоминается в законе только дважды, когда речь идет о том, что уплаченные регистрационный взнос за регистрацию покупателей для участия в аукционе и гарантийный взнос возвращаются всем потенциальным покупателям такого объекта. Также закон указывает, что Государственные органы приватизации прекращают приватизацию объекта в случае включения объекта приватизации в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации.

"Какими критериями и мотивами может пользоваться госорган приватизации принимая такое решение, пока не понятно. Существует немало способов приватизации, которые прописаны в законе, которые так или иначе позволяют продать объект, тем не менее возможность отказа остается. Дальнейшая судьба такого объекта – тоже открытый вопрос, поскольку если его продают, а клиентов нет даже по балансовой стоимости его приобрести, что с ним будет делать государство, а точнее орган управления, которому объект передавался для продажи", — прокомментировал Вигиринский.

4. Орган приватизации может выступать со стороны государства основателем предприятий, учрежденных на базе объединения имущества разных форм собственности. То есть, теоретически, переданные объекты могут объединяться в одну организационную форму, структуру, для улучшения их инвестиционной привлекательности, чтобы их можно было реализовать. Однако готов ли к такой работе Фонд? И процесс объединения сложный и длительный, особенно, если речь идет о госпредприятиях и госинституциях.

5. Предотвращение покупателей из страны-агрессора или стран, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Тоже дискуссионная норма, заметил Вигиринский. Часто для приобретения активов даже крупные компании создают специальные обособленные юридические лица в оффшорных зонах, в дальнейшем для минимизации налоговых обязательств при выводе дивидендов. И эта норма может и, вероятно, будет обходиться, поскольку, согласно другим положениям закона предусмотрено, что передача приватизированного объекта в залог или внесение такого объекта в уставный капитал хозяйственного общества в период действия условий договора купли-продажи осуществляется с согласия государственного органа приватизации, который является стороной этого договора, в установленном Фондом государственного имущества порядке. То же самое касается дополнительной эмиссии акций акционерным обществом – эмитентом до полного выполнения покупателем пакета акций такого общества обязательств согласно заключенному договору купли-продажи. В случае дальнейшего отчуждения приватизированного объекта новый владелец в двухнедельный срок со дня перехода к нему права собственности на такой объект обязан подать в государственный орган приватизации копии документов, которые подтверждают переход к нему права собственности. То есть, в первых двух случаях (залог, внесение в уставный капитал, дополнительная эмиссия) согласие требуется. В то же время в случае отчуждения должен быть соблюден принцип доведения до ведома, а значит ограничение в отношении оффшорных юрисдикций уже не стоит резко, по крайней мере, в положении закона (вряд ли ситуация изменится в договоре, такие ограничения правомочий нового владельца в целом являются недопустимыми в сегодняшнем мире). Здесь уместно вспомнить и аукционы по продаже с условиями (инвестиционными, социальными). Если первоначальный владелец (тот, который приобрел в результате приватизационных процедур) обязан придерживаться этих условий в силу договора и условий приватизации, то государственный орган приватизации от нового владельца лишь обязан требовать выполнения обязательств, определенных договором купли-продажи объекта приватизации, и применять к нему в случае их невыполнения санкции согласно закону. "Обязан требовать" не означает "обязан выполнять", тонкая грань. Не обязательно условиями вторичных продаж может быть и будет предусмотрено соблюдение условий первоначального договора.

6. Институция "без полномочий". Статья 9 законопроекта предусматривает, что с целью обеспечения контроля за осуществлением приватизации создается Специальная контрольная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам приватизации. Кроме этого, с подобной целью и местные советы образуют соответствующие контрольные комиссии по вопросам приватизации. Положения о Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации и ее составе утверждаются Верховной Радой Украины, а положения о контрольных комиссиях по вопросам приватизации и их составе утверждаются соответствующими местными советами. Статья, которая определяет существование таких комиссий есть, и не важно, какие будут полномочия в соответствии с Положениями, роль этих комиссий не определена в самом законе, ни на одной стадии приватизации. Тем самым органы фактически будут, но номинальные.

Напомним, законопроект 7066 принят в первом чтении. Впереди второе чтение и возможные изменения в тексте документа.

Читайте также: Если мы налажаем, то это почувствуют все, – интервью Максима Нефедова о продолжении реформ правительства