Операция по спасению экипажа "Челюскина" стала знаковым событием в истории Советского Союза.

Знаменитое судно построили в 1933 году в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Его назвали в честь полярного исследователя Семена Челюскина и начали готовить к плаванию в северных морях.

Первая и последняя экспедиция судна началась 2 августа 1933 года. На борту "Челюскина" находились 111 пассажиров и 800 тонн груза. Руководил экспедицией знаменитый исследователь Отто Шмидт.

Читайте также: День в истории. 12 февраля 2002 года в Гааге начался суд над Слободаном Милошевичем

Однако, уже в Карском море стихия проявила свой характер. Мощный лед вызвал серьезные деформации корпуса. Пароход начал дрейфовать. Впоследствии Москва получила радиограмму о том, что зажатый льдом Чукотского моря "Челюскин" затонул.

Два долгих месяца больше сотни человек, среди них 10 женщин и 2 детей, боролись за жизнь на льдинах океана. Благодаря части спасенного груза экипажу удалось построить деревянные бараки, пекарню и даже аэродром, который постоянно трескал и покрывался снегом. Несмотря на тяжелое положение, люди выпускали стенгазету "Не сдаемся!".

Они действительно не сдались и дождались спасения. Весь экипаж "Челюскина" за 24 рейса вывезли семь авиаторов. Они стали первыми Героями Советского Союза. Интересно, что одну из высочайших наград — орден Ленина за помощь в спасении челюскинцев — получили и двое американских бортмехаников.