Каждый украинец имеет возможность предложить правительству свои предложения, и, таким образом, принять участие в разработке Главного правительственного документа ближайших лет. Кстати, утверждение плана действий правительства запланировано на окончание иммунитета Премьера и его Кабинета.

Изучив проект плана, который предлагает премьер Гройсман на 355 страницах, стоит констатировать, что в условиях парламентско-президентской республики его выполнение напрямую зависит от политической стабильности и уровня взаимодействия между парламентом и Кабмином. Но достаточно ли стабилен парламент сегодня, да и репрезентативен ли он?

В основу парламентаризма в мире заложен принцип представительства интересов народа через партии, участвующие в выборах. Принято считать, что именно в партии объединяются широкие народные массы для достижения общих политических интересов. Однако в Украине ситуация несколько иная. Если присмотреться чуть внимательнее, то мы заметим, что из 29-ти партий, принимавших участие в выборах 2014 года, 18 партий получили поддержку менее 2% по отдельности, или менее 5% избирателей вместе. Из этого следует вывод, что эти 18 партий не смогли зарекомендовать себя на местном уровне и не сформировали собственное электоральное ядро, достаточное для участия в национальной политике.

К большому сожалению, и ТОПовые партии сложно назвать партиями, ведь из 6-ти парламентских партий действующего парламента 5 смогли сформировать свои фракции в местных советах только после победы на парламентских выборах. До парламентских выборов эти партии не принимали участия в политической жизни страны как бренды. Данный факт прямо говорит о том, что эти 5 партий имеют все признаки политических проектов "одного электорального цикла". Только "Батькивщина" была представлена в местных советах всех уровней задолго до парламентских выборов 2014 года.

Засилье политических проектов в парламенте влечет за собой не только повышение протестных настроений, но и угрозу парламентской нестабильности. Правительству необходимо обезопасить себя, если оно действительно намерено претворить в жизнь проект собственного среднесрочного плана действий. Необходимо дополнить план реформой децентрализации политических партий и сформировать жесткую политическую лестницу, по которой придется пройти любой партии, претендующей на статус парламентской.

Децентрализация партий должна стать новым этапом реформирования избирательного законодательства и предусмотреть не только переход на пропорциональную систему выборов в парламент, но и обеспечить долгий путь от партии районной до партии парламентской. Логично будет внедрить ограничения, при которых только присутствующая в районных советах партия сможет выдвигать кандидатов в областной совет, и только присутствующая в областных советах партия сможет выдвигать кандидатов в парламент. Таким образом, мы добьемся, с одной стороны, долгого пути развития партий, но позволим сегодняшним малым партиям в будущем оказаться на национальной политической арене. С другой стороны, мы заставим парламентские политические проекты трансформироваться в политические партии, что приведет к возрастанию уровня политической ответственности.

Живучесть политпроектов в украинском политикуме подпитывает еще одна проблема – так называемое "тушкование", когда политик за время политической карьеры меняет не один десяток партбилетов. Данный вопрос также легко урегулировать при наличии на то политической воли. Необходимо внедрить ограничение, при котором партия может выдвигать кандидатом в Советы всех уровней только партийца, чей партийный стаж составляет не менее срока каденции соответствующего Совета. Исключение может быть только для кандидатов в районные советы, которые, фактически являются низовой ступенью политической пирамиды.

Реформой децентрализации партий правительство вместе с парламентом могут сформировать прочный фундамент для строительства стабильной политической системы, а значит, и системы государственного управления.

Читайте также: Когда же власть станет прагматичной?