В конце августа Кабинет министров внес в Верховную Раду законопроект №2519а, которым предложил исключить из перечня объектов, не подлежащих приватизации, 374 предприятия агропромышленного комплекса, включая такие гиганты, как ГП "Укрспирт" и ГП "Артемсоль". В "Укрспирте" Минагрополитики завершает конкурс на должность руководителя предприятия, который традиционно проходит с размахом: привлекаются международные эксперты, а различные этапы транслируются в СМИ.

Эксперт Forbes Григорий Трипульский, один из претендентов на пост главы "Укрспирта", поделился своим видением того, какие проблемы в области порождает фактор госмонополии, и чем на самом деле должно распоряжаться государство, контролируя спиртовиков.

В знаменитом рассказе О'Генри "Трест, который лопнул" рассказывается о созданной двумя ловкачами монополии на торговлю водкой в ​​маленьком американском городе, и о том, что такие тресты (монополии) имеют слабое место — они разваливаются изнутри. Именно так сейчас разваливается одна из ключевых монополий государства — на производство спирта.

Частая смена менеджмента, постоянные коррупционные скандалы, "смотрящие" за отдельными регионами фактически за прошлый год привели процветающую отрасль к убыткам в размере 532 миллиона гривен. Поверить в то, что компания, которая не имеет конкурентов на рынке и фактически диктует условия всей отрасли (и отрасли прибыльной), может быть убыточной — невозможно. В связи с этим на примере "Укрспирта" можно в очередной раз наблюдать неэффективность государства как управленца коммерческими предприятиями. Таким образом, после принятия этого законопроекта парламентом вопрос продажи предприятия решится окончательно.

Однако самое интересное в данной ситуации, что продавать особо то и нечего. ГП "Укрспирт" включает в себя 41 завод, из которых реально работают только 17. Еще есть Концерн "Укрспирт", который состоит из многих отдельных госпредприятий, многие из которых находятся в состоянии банкротства, а другие — разворованы и представляют ценность разве что в качестве металлолома.

Кроме того, у отрасли существуют миллиардные обязательства перед бюджетом (штрафные санкции ГФС) и долг перед частными кредиторами в несколько сотен миллионов гривен. Имеющиеся заводы в своей массе были построены еще в советское время (а некоторые — вообще в 19-м веке), когда об энергосбережении никто и не думал, а потому технологии морально (и физически) устарели. Незначительная часть заводов была модернизирована. Однако чаще всего это было сделано за деньги инвесторов, и такие модернизированные мощности принадлежат им. Например, ликеро-водочным заводам, которые покупают спирт.

Возникает вопрос: что и за сколько продавать? Ведь если сейчас открыть рынок и снять государственную монополию, значительно выгоднее будет построить один огромный завод с современными технологиями производства, который будет производить объем спирта, достаточный для всей страны, а обслуживать его будут примерно в 200 раз меньше сотрудников, чем сейчас числятся на "Укрспирте" . Примеры таких заводов есть в Канаде.

Существует несколько стратегий приватизации:

  • продажа предприятия полностью с постепенной отменой монополии;
  • продажа предприятия большими кластерами (например, только производителям водки)
  • и продажа доли в предприятии с сохранением государственной части.

По мнению автора, основной ценностью, которой владеет сейчас государство, является лицензия, которая дает право на производство спирта, и контролирующий аппарат, который может предотвратить производство контрафактной продукции. И именно лицензией государству и следует торговать, заранее прописав "дорожную карту" развития отрасли и контроля за ней. Все это можно сделать достаточно оперативно, не доводя отрасль до окончательного развала.