Имеют ли право требовать наличные?

Чтобы выяснить, законно ли не устанавливать терминалы для карточек, мы обратились к юристу и в Государственную фискальной службы. В обоих случаях получили ответ об обязательности специальных терминалов.

Те, кто занимается продажей товаров, общественным питанием и услугами, которые используют регистраторы расчетных операций, должны перейти на обязательный прием специальных платежных средств для осуществления расчетов. То есть от вас не имеют права требовать наличные!

Причем еще до 1 июля 2011 года перейти на терминалы для карточек должны были субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тысяч человек, а до 31 декабря 2011 года — и субъекты малого предпринимательства в населенных пунктах с населением свыше 100 тысяч человек, а также субъекты хозяйствования в населенных пунктах с населением от 25 до 100 тысяч человек. При этом количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 процентов количества регистраторов расчетных операций. Если же у субъекта хозяйствования только один такой регистратор, то он должен обеспечить прием специальных платежных средств обязательно.

Какие учреждения имеют право не принимать карточки?

Правда, не все учреждения обязаны принимать карточки.

От вас могут потребовать рассчитаться наличными:
– заведения общественного питания закрытого типа (те, которые обслуживают личный состав Вооруженных сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий);
– предприятия торговли с торговой площадью до 20 квадратных метров (кроме автозаправочных станций);
– субъекты хозяйствования в населенных пунктах с численностью населения меньше 25 тысяч человек.

Как это вредит бюджету

Итак, еще до конца 2011 года все магазины, рестораны, спортивные и другие сервисы наличных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в крупных городах должны были обеспечить установку специальных терминалов для расчета платежными карточками. Чего, как видим, так и не произошло. Даже несмотря на то, что еще в 2013 году обещали наказывать штрафом тех, кто отказывает покупателю в расчете карточкой.

Каковы риски в том, что предприятие не хочет принимать карточку для оплаты — спросите вы. А такие, что магазины (а также рестораны, и другие поставщики услуг), которые принимают только наличные, могут запросто хитрить, мягко говоря, с налогами. Ведь деньги, которые не фиксируются платежной или банковской системой, трудно сосчитать.

То есть, магазин может получить миллион гривен выручки в месяц, а в отчетных документах указать только 100 тысяч, из которых и заплатит налог. Остальные 900 тысяч "осядут" в чьем-то кармане. Государство недополучит в бюджет, а значит — недополучат и бюджетники.

Читайте также: Топ-6 мошенничеств с платежными картами и системами: как не стать жертвой

Сколько у нас нарушителей?

На запрос сайта "24" в ГФС сообщили, что органы фискальной службы не владеют информацией о количестве объектов, не оборудованных платежными терминалами. Но говорят, что проверки субъектов хозяйствования вышеупомянутой сферы деятельности осуществляются органами ГФС в общем порядке в соответствии с основаниями, которые определены действующим законодательством.

Хотя отдельный учет нарушений, выявленных по результатам проведенных проверок таких налогоплательщиков в ГФС не ведется. Однако органы ГФС считают, что "в пределах своей компетенции принимают все предусмотренные действующим законодательством меры по прекращению нарушений субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере наличного обращения".

Поэтому реальность такова, что если вы пришли купить что-то в какой-то большой торговой сети, где торговый зал значительно больше 20 квадратных метров, и магазин этот не в селе, а в столице или облцентре, а вам говорят, что рассчитаться можно только наличными, то знайте, что администрация этого заведения нарушает закон. Не говоря уже о том, что такой подход создает дополнительные неудобства для покупателя, то есть для вас.

Читайте также: Права потребителей: об этом должен знать каждый