В 30-х годах прошлого века частью джазовой культуры стал свинг. Появление этого стиля связано прежде всего с социально-экономическими изменениями в обществе. Так называемая Великая депрессия в Америке привела к коммерциализации джаза. Немало исполнителей стали приспосабливать джазовую технику к канонам развлекательной музыки. Бешеной популярностью публики пользовались биг-бэнды. Джаз стал концертным видом искусства, и все же остался музыкой, которая звучала отовсюду.

В эпоху джаза взошла звезда Джорджа Гершвина. С его именем связана одна из интереснейших глав истории музыки. Школой виртуоза была музыка быта – музыка, что звучала на улицах, в клубах, в кино. Через мелодию Гершвин пытался передать дух своего времени. Его музыка сочетала в себе симфоническую классику, современные афроамериканские ритмы, народный фольклор и оригинальную мелодику. Кроме создания симфонической музыки, Гершвин с удовольствием писал музыку для известных тогда фильмов.

С кинематографом тесно сотрудничал также один из самых известных оркестров прошлого века – оркестр Глена Миллера. Жизнь участников коллектива состояла из ежедневных записей грампластинок, репетиций, выступлений на радио и концертов на вечеринках. Оркестр Глена Миллера стал олицетворением джаза для многих поколений.

В противовес коммерческому свингу появилось направление, которое дало толчок современному джазу – би-поп. Молодые музыканты, воспитанные на традициях свинга, обладали достаточно высоким уровнем исполнения. Среди самых известных исполнителей этого стиля – Диззи Гиллеспи, Майлз Дэвис и Чарли Паркер.

Для би-попа характерны поиски новых средств выражения, более сложная мелодия и ритм. Би-поп считали джазом для интеллектуалов. Такая музыка предназначалась только для прослушивания.

Читайте также: Jazz. Музыка свободных: когда джаз пришел в кино

После Второй мировой войны начал интенсивно развиваться европейский джаз. Первые европейские джазовые ансамбли ориентировались в основном на коммерческий джаз, но, несмотря на это, европейцы увидели в джазе образец подлинного искусства и всячески способствовали его распространению.

50-е годы характеризуются появлением латиноамериканского и афро-кубинского джаза. Сочетание африканской и испанской культур создало уникальный симбиоз музыки и танца.

Так называемая босса-нова исполнялась сначала на вечеринках и домашних концертах в Рио-де-Жанейро, но уже скоро перестала быть музыкой для "избранных" и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. А через несколько лет стала своеобразной визитной карточкой Бразилии.

Современный джаз гармонично сочетается с разными стилями музыки: от классики до хип-хопа, от рока до этники.

Читайте также: Jazz. Музыка свободных: как легендарный музыкальное направление покорило мир

Любое джазовое исполнение невозможно представить без виртуозного владения инструментами. Олицетворением джаза является саксофон, который в руках талантливого музыканта порождает широкую гамму звуков и в своем стиле звучит настолько органично, что не может оставить слушателя равнодушным. Ударные задают ритм, а бас дополняет глубоким звучанием.

В этом году на 7-ом Alfa Jazz Fest ценители джаза смогут услышать эхо новоорлеанского джаза и биг-бэндов, джаз-рок и латино-джаз, а также почти классический вокальный джаз эпохи 30-40-х годов.

Чтобы определить, джаз мы слушаем или нет, нужно искать в музыке непредсказуемость и импровизацию. Джазовые музыканты вот уже сто лет очарованы этим, кажется, неисчерпаемым источником вдохновения. Эволюция джаза – это рассказ о поисках, смелых экспериментах и пылкой любви к музыке.

До встречи во Львове на Alfa Jazz Fest.