Даже относительно возникновения самого слова "джаз" среди исследователей нет единого мнения. Предполагают, оно может происходить от французского jaser, что означает "быстро говорить", или от английского chase ("преследовать"), или же от характерного звучания, ведь напоминает звон африканских медных тарелок.

Своими корнями джаз уходит в эпоху рабства в Северной Америке – 17-18 века. Первые джазовые напевы и мелодии звучали на хлопковых и табачных плантациях в условиях тяжелого рабского труда. Энергичная и ритмичная музыка была едва ли не единственным источником радости для людей, у которых не осталось ничего, кроме памяти о незабываемых песнях и танцах родной Африки.

Впервые как музыкальный термин "джаз" появился в 1915 году в названии новоорлеанского оркестра Tom Brown's Dixieland Jass Band. С тех пор инструментальный джаз как способ самовыражения стал активно распространяться по Америке, а дальше – по всему миру.

В то время определяющую роль в формировании джаза как полноценного музыкального направления сыграло то, что после окончания Гражданской войны в США за бесценок распродавали старые духовые инструменты расформированных военных оркестров.

Профессиональное музыкальное орудие стало доступным темнокожим виртуозам, и джазовые оркестры стали появляться на каждом шагу. Играли по любому поводу, воспроизводя неповторимые африканские ритмы. Для этих первичных исполнителей джаз был чем-то большим, чем просто музыка. От него веяло свободой.

Это невероятное, возвышенное чувство радости благодаря возможности передать весь спектр того, что чувствуешь и слышишь. Того, что когда-нибудь чувствовал и слышал. Кое-что из этого не касается лично тебя. Оно приходит из другого времени, из другого пространства. Иметь возможность направить эти вещи, а потом выразить их с помощью инструмента – это то, что приносит невероятную радость,
– сказал джазовый трубач и композитор Винтон Марсалис.

Каждая композиция наполнена особой ритмической энергией, силой, непредсказуемостью и с каждым новым исполнением звучит по-разному. Джаз – одна из форм спонтанного самовыражения, которое создается за одну минуту. Это импровизация, в которой африканская эмоциональность объединилась с западным рационализмом, образовав музыку неповторимую и многогранную, как человеческая жизнь.

Авторитетный джазовый критик Маршал Стернс писал: "Где бы вы ни услышали джазовую музыку, ее всегда гораздо легче узнать, чем описать словами".

До встречи во Львове на Alfa Jazz Fest.