"Самый лучший удел молодого человека – родиться в бедности. Потому что это станет стимулом для его дальнейшей деятельности и вдохновенного труда", – говорил Эндрю Карнеги.

Он родился в бедной семье шотландских ткачей, которые в 1848 году переехали в США. Денег не хватало ни на что, поэтому юный Эндрю, которому шёл двенадцатый год, был вынужден сменить школьную парту на грязную и шумную железнодорожную станцию города Питтсбург.


Эндрю Карнеги в 16-летнем возрасте со своим братом Томасом

Ему не хотелось работать. Мальчик стремился учиться, бузоторить и безобразничать вместе со сверстниками, но тяжелое материальное положение, в котором оказалась его семья, заставляло идти на работу. Впрочем, бедность и станет началом будущего богатства, которое тяжелым труд наживет железнодорожный и металлургический магнат.

Читайте также: Одна история. Карл Бенц – основатель одной из крупнейших атомобильных компаний

Сначала он работал рядовым курьером, пока владелец станции, миллионер Томас Скотт, не взял его своим личным помощником. Этот эпизод разделил жизнь Эндрю на до и после. Добросовестно работая, в свои 24 парень становится топ-менеджером компании Томаса Скотта.

Во время гражданской войны Эндрю лично руководит железнодорожными перевозками войск Севера и Союзом телеграфных линий. Он помогает открыть дополнительные железнодорожные направления в Вашингтон. Победа Северных штатов не решает главного вопроса – разобщенности страны. Ведь фундамент, на котором держится любая нация – это доверие и коммуникации. Это понимает молодой топ-менеджер. Поэтому он бросает все силы, чтобы объединить страну. Объединить в прямом смысле этого слова.

Эндрю уверен, что главные объекты железнодорожных путей – это не станции, а мосты. Ведь сколько тысяч километров пути не прокладывай, а слабый мост сводит все усилия на нет. Поезда просто падают в реку, принося компании убытки, а перевозимая продукция, не попадает в другие регионы страны, тормозя как развитие экономики, так и развитие коммуникаций и инфраструктуры.

Юный Карнеги понимает, что главная проблема в прочности металлических конструкций, которые держат мост. Нужно изобрести металл, который будет держать переправу так крепко, что любой перегруженный поезд сможет проехать по мосту без потерь.

В голову Эндрю приходит гениальная идея. Он предлагает строить мосты из стальных конструкций. К тому времени изготовление стали было слишком затратной делом, и никто не умел делать из нее крупных деталей. Сталь служила материалом для производства вилок, ножей и ложек. О большем нечего было и мечтать.

Но Карнеги решил бросить вызов технологиям и начал производство больших стальных конструкций. Вместе с английским инженером Генри Бессемером он нашел способ сократить время производства одной стальной балки с двух недель до 15 минут. Все деньги, которые имеет, он вкладывает в этот проект.

Читайте также: Одна история. Как маленьком Моцарту удалось покорить тогдашнего монарха Франции

1873. Сент-Луис. Эндрю Карнеги руководит строительством моста из стальных балок через реку Миссисипи. Ему 33 года, и он как будто мессия молодой нации, хочет совершить невозможное – объединить два берега крупнейшей реки Соединенных Штатов, объединить нацию. Однако расходы постоянно растут. Он уже на два года отстает от установленных сроков.


Эндрю Карнеги

Ему приходится остановить строительство. Стальная конструкция сент-луиского моста холодной гробом нависла над рекой, которая разделяла страну на Запад и Восток. Но Эндрю не остановился. Он решил обратиться к богатым американцам и убедить их инвестировать в этот проект:

Я более чем уверен, что сталь – это наше будущее. Однако ее производство в промышленных масштабах занимает больше времени, чем мне казалось сначала. Кроме того, это дорогое производство. Прогнозирую, что до конца года нам понадобится еще миллион долларов. И я уверен, что на этот мост американцы будут смотреть, как на восьмое чудо света.

Удалось ли Карнеги достроить мост – смотрите в программе.