Экспорт металлолома в ЕС стал схемой избегания уплаты пошлины в бюджет Украины, – СМИ
Источник:
"Апостроф"Украинские экспортеры металлолома, отгружая сырье в страны Евросоюза, стремятся не обеспечить местных сталепроизводителей, а избежать уплаты экспортной пошлины в размере 180 евро/т и выстроить схемы реэкспорта украинского лома в другие страны через территорию ЕС.
По данным СМИ, в сентябре 2022 года экспорт украинского металлолома в Евросоюз достиг 4,854 тысячи тонн, что в несколько раз выше показателя августа – 1,203 тысячи тонн.
Читайте также Таможенный тариф изменят: что нужно знать украинским импортерам
Стремление экспортеров поставлять сырье в ЕС понятно: благодаря Соглашению об ассоциации с Украиной эти партии не облагаются экспортной пошлиной в 180 евро/т, что резко улучшает маржу трейдеров,
– пишут журналисты.
Чтобы не платить эту пошлину, экспортер лома должен получать на таможне так называемый сертификат Евро-1, который доказывал бы украинское происхождение сырья.
Но отечественная ломозаготовка – абсолютно непрозрачная, теневая отрасль, что позволяло Налоговой выставлять как металлургам, так и металлоломщикам многомиллиардные штрафы, а сделки с ломом называть фиктивными,
– говорится в статье.
Тем не менее, у экспортеров получилось без каких-либо проблем доказать украинское происхождение лома, но только на двух таможнях – в городах Луцк и Ровно. При этом таможенники "закрывают глаза" на то обстоятельство, что, по одному из условий выдачи сертификата Евро-1, металлолом должен поставляться потребителям-метзаводам в ЕС, а не трейдерам-перекупщикам, как это происходит в реальности.
"Апостроф" указывает, что экспортом металлолома занимаются 3 украинские структуры. Например, ЧАО "Керамет" отгружает польской компании Keramet Polska Sp.zo.o., которая явно является сестринской структурой. У второго украинского экспортера – ООО "Миртен", входящего в "КВВ групп" – среди покупателей нет ни одного реального потребителя. Наибольшие объемы – свыше 3 тыс. т – приобрела некая структура Polcopper sp. zo. o., один из адресов которой находится в морском порту Гданьска. Более того, "Миртен" даже не особо стесняясь отправил один автомобиль с 22 тоннами лома в порт Каунаса (Литва), где покупателем выступил SB Terminal.
Но больше всего "отличилось" ООО "Альянсметпром", входящей в группу "Евро Финанс Лтд", поставившее в Словакию, местному трейдеру KMGroup spol. s r.o., металлолом, купленный ранее на тендере "Укрзализныци".
Что примечательно: на таможне компания задекларировала цену в $200/т или 7300 грн./т, тогда как в контрактах с "Укрзализныцей" обозначена фактическая стоимость в 7500-8300 грн./т,
– указывают журналисты.
"Анализ поставок экспортеров металлолома дает повод полагать, что они разработали схему по реэкспорту металлолома из Украины, через страны Евросоюза в другие государства без уплаты пошлины в 180 евро/т в бюджет воюющей страны. Выходит, что, уйдя от уплаты экспортной пошлины, только в сентябре три структуры – "Керамет", "Миртен" и "Альянсметпром" могли нанести Украине убытки в размере $874 тыс", – констатирует издание.
А если подсчитать потери за 2 месяца, то они уже превысили $1 млн.