Об этом пишет Bihus.info.

Подольский мостовой переход – это сложная конструкция из 7,5 километров мостов и эстакад, которые должны соединить правобережный Подол через Труханов остров и Русановские сады с левобережной Воскресенкой. Шесть автомобильных полос и новая линия метро должны облегчить сообщение между левым и правым берегами. Однако, уже 15 лет Подольский мостовой переход – это долгострой, работы на котором постоянно замораживают.

Читайте также: Дьявол в деталях: как "Укрзализныця" снижает требования к надежности путей в угоду нардепам

В 2016 году в КГГА заявили о намерении достроить переход за 5 лет и 6 миллиардов гривен. О тендерах на поиск генподрядчика объявили незадолго до того, как 1 августа 2016 страна должна была перейти на новую электронную систему ProZorro. Поэтому информации о исполнителей и смете самого дорогого строительного тендера в Украине за последние 10 лет общественность получила минимум.

Мы не знаем, кто субподрядчики в этой компании, то есть кому она перечисляет деньги, кто на самом деле их осваивает и на что. Мы не знаем цены ни на работы, ни на строительные материалы, мы не знаем ни копейки, как она раскладывается по цене,
– отметил редактор сайта "Наши деньги" Юрий Николов.

Оба тендера выигрывает малоизвестная компания "Эко-Строй-Трейд" (далее – ЭБТ). Общая стоимость контрактов составляет 6,55 миллиарда гривен. Детализация по работам и ценам – отсутствует.

Компания с полки

Компанию ЭБТ основали в декабре 2014 года. Тогда фирма имела 1000 гривен в уставном фонде, прописку на адресе массовой регистрации и торговую специализацию, что вполне типично для фирм "на продажу".

На сайте юридической фирмы "МОА Бравэкс" сохранилось объявление о продаже "Эко-Строй-Трейд".

В юрфирме объясняют, такие "полочные" компании – это способ сэкономить время для человека, решившего заняться бизнесом: "Человеку, который хочет зайти на строительный рынок, ждать лицензию 2-3 месяца. А зачем, если можно сэкономить время и купить уже готовую фирму с лицензией. На переоформление уйдет только 2-3 дня работы".

Стоимость такой услуги – 10-15 тысяч долларов. И приобрести такую "полочную" компанию абсолютно легально. Другой вопрос – может ли такая компания отправиться на строительный тендер.

Читайте также: Как одиозные депутаты "Блока Петра Порошенко" наживаются на "Укрзализныце"

Первые шаги

Нынешний владелец ЭБТ – Максим Половко – оформил на себя фирму в ноябре 2015 года, переоформив компанию в строительную и через 2 недели выиграл свой первый тендер – коммунальное предприятие "Спецжитлофонд" наняло его реконструировать дом на Лукьяновке за 36 миллионов гривен.

На этом тендере ЭБТ должен был показать наличие квалифицированных работников, оборудование, соответствующих лицензий и опыта. Лицензия на строительные работы от Государственной архстройинспекции компании была выдана только за 2,5 месяца до выигрыша на тендере. Другой разрешение, от Гоструда, ЭБТ получил вообще через четыре месяца после победы на тендере и подписания договора.

Победу можно объяснить тем, что владелец ЭБТ Максим Половко по другим фирмам связан с руководителем "Спецжилфонда" Владимиром Шарием. В частности, за год до тендера Половко стал владельцем ООО "Троещинский Торговый Центр", ранее принадлежавшем Шарию.

В марте 2016-го компания получила строительный подряд на 128 миллионов от КП "Житлоинвестбуд". Компания должна была построить второй дом в комплексе из двух высоток. Первую высотку, на которую проводили отдельный тендер, уже достраивала строительная фирма СП "Инбуд". Однако, тендер на второй дом этого же комплекса "Инбуд" проиграл. А выиграл ЭБТ, после чего отдал реальное строительство на субподряд своему конкуренту.

Характерно, что ранее Максим Половко был партнером Виталия Пузийчука, бизнесмена из окружения экс-главы Департамента строительства и жилищного обеспечения КГГА.

Далее ЭБТ один за другим выиграл еще ряд строительных тендеров. Все у столичных коммунальных предприятий. Работы на этих объектах или еще продолжаются, или даже не начинались. Но имея подборку из масштабных контрактов с несколькими коммунальными предприятиями, ЭБТ уже выглядел авторитетным строителем с большим опытом.

И тогда фирма получила крупнейший строительный подряд десятилетия – Подольский мостовой переход.

Скажи мне, кто твой субподрядчик, и я скажу – кто ты

Директор ЕБТ Сергей Драч в прошлом руководил сотнями подчиненных в Государственной архстройинспекции и "Киевгорстрое". В настоящее время под его руководством работает 12 человек в штате и еще около 10 на аутсорсе.

Одержав победу на тендере, ЭБТ является генеральным подрядчиком, то есть физически нанимает строить другие компании и контролирует их.

В общем Драч уверяет, что ЭБТ хорошо проверяет строителей, которых берет на подряд: "Чтобы не было задолженностей, чтобы была порядочность в отношениях. Вы знаете, какая сейчас ситуация с НДС. Если мы получаем информацию, что он уже кому-то "помог" вовремя не заплатить НДС, компании пострадали, то мы с такими коллегами пытаемся не работать".

На Подольском мостовом переходе ЭБТ контролирует 150 строителей. Сейчас в проекте задействованы три компании – ЗАО "Завод "Кузница на Рыбацком" (бывшая "Ленинская Кузница") президента Петра Порошенко, ОАО "Мостострой" экс-регионала регионала Владимира Прудивуса, а также ООО "СК "Адамант". Последний, кстати, фигурант уголовных производств по фиктивному предпринимательству и минимизации налогов.

Читайте также: Как заработать 14 миллионов премии за два дня, работая госслужащим

В ЭБТ утверждают, что компания "Адамант" – одни из лучших их строителей, выходцы из уже упомянутого "Мостобуда" регионала Продивуса. В то же время чистая прибыль компании в 2015 году не достигала и 100 тысяч гривен, у компании нет сайта, телефон отключен, а прописана фирма была в квартире "официальной владелицы" – пенсионерки из села под Киевом.

В 2016 году "Адамант" попал в уголовное производство в Винницкой области. Компания формировала налоговый кредит имитируя приобретение товаров у двух фиктивных фирм, созданных для минимизации налогов. Следствие установило, что формальный владелец и директор "бизнес-партнеров" "Адамант" на сделках вообще отбывал наказание в исправительной колонии.

Субподрядчики на других объектах ЭБТ, которые оплачивают коммунальщики, не менее интересные.

Развязку на съезде с моста Патона на Левом берегу ЭБТ поручил ремонтировать фирме "Синта-Сервис". Компания прописана в старом доме на Дарнице. Реальный офис получателя коммунальных миллионов содержится в Судебном реестре – в прошлом году там проводила обыски Национальная полиция.

"Синта-Сервис" попала в перечень фирм, которые правоохранители подозревали в "транзитности" и "фиктивности" и легализации средств, полученных преступным путем.

Читайте также: Ляшко убежден, что Порошенко планирует дискредитировать одну политическую команду

По словам Сергея Драча, на этой развязке "Синта-Сервис" работала еще до того, как объект передали на генподряд ЭБТ. Качество работы фирмы в ЭБТ оценивают невысоко – компания так и не сделала водопровод. Что, тем не менее, не помешало снова взять "Синто" на подряд и доверить ей более 6 миллионов гривен коммунальных средств.

Напряженные отношения у ЭБТ и с другим строителем на этой же развязке – фирмой "Инжшляхбуд".

Официальный адрес компании – квартира в жилой многоэтажке на Троещине. Официальный телефон – отключен. В 2016 году компания фигурировала в материалах уголовного производства СБУ в списке фирм, используемых для растраты государственного имущества и минимизации налогов.

"Нам приходится с ними тоже иметь напряженные отношения и буквально заставлять выполнять эти объемы, на которые они подписали договор. Они получили деньги, выполнили работы, но часть еще надо довыполнить", – Сергей Драч признает, что компания уже не первый раз создает проблемы.

Однако, несмотря на плохую репутацию, ЭБТ все равно нанимает "Инжшляхбуд" – фирму якобы навязали им "сверху". Правда, кто именно, Драч отвечать отказался: "Город посоветовал, давайте так – город Киев. Хотели очень, чтобы работали. Поэтому они работают".

Полный выпуск расследования "Наши деньги с Денисом Бигусом" смотрите здесь.