На заводе Малышева взяли за основу артиллерийский тягач АТ, продлили его шасси и усовершенствовали гусеницы. Работники авиационного завода взялись за создание салона. В их распоряжении было 28 квадратных метров, в которые нужно поместить все: зону с двухярусными кроватями, кают-комнату, туалет с умывальником, радиостанцию и небольшую кухню. Правда в ней можно было только разогревать консервы, а не готовить.

К концу 1958 года сразу три машины доставили в Антарктиду, а 10 января 1959 четвертая экспедиция отправилась покорять полюс.

Максимальная скорость 30 км в час, хотя реально двигались не быстрее 10-ти. Кроме собственных 35 тонн, "Харьковчанка" тащила за собой еще и прицеп с топливом весом 70 тонн.

Читайте также: История украинского "крестного отца" советских космодромов

Генератор полностью обеспечивал электричеством. Мощная печка поддерживала температуру. Кузов с алюминиевой обшивкой покрыли изоляцией из восьми слоев капроновой ваты. А лобовое стекло снабдили электроподогревом.

Команде было комфортно. Это при том, что температура то опускалась до -72 градусов.

26 декабря полярники таки дошли до полюса, преодолев 2700 км.

В 1975 году харьковчане учли пожелания полярников и выпустили новую модель.

"Харьковчанка-2" имела лучшую теплоизоляцию, даже без отопления салон терял не более трех градусов. К тому же дизельный двигатель былд вынесен за пределы салона, ведь выхлопные газы сильно досаждали полярникам.

Читайте также: Украинский производитель оружия, чьи винтовки смело конкурируют с иностранными образцами

"Харьковчанка" прослужили в Антарктиде более 40 лет, еще и в начале двухтысячных ее можно заметить на кадрах с арктических станций.