Периодически в СМИ появляются сообщения о конфликтах между учителями и учениками, между самими учениками. В комментарии сайту "24" и практический психолог, и юрист выразили уверенность, что проблема школьных конфликтов в Украине существует, и немалая. Она усугубляется еще и из-за того, что и родители, и школа боятся огласки, в том числе – в прессе. Но мы подчеркиваем, что школьные конфликты существуют даже в развитых демократических странах. Поэтому стоит знать, как решать их цивилизованно и не доводить до крайностей.

Существует две стороны конфликта, когда "жертва" – учитель, и когда – ученик. В этом материале мы сосредоточились на теме — как родителям защитить своего школьника.

Не стесняйтесь обращаться к специалистам. Потому у нас и родители, и школы боятся огласки. Бывает, что школа не оказывает медицинскую помощь, вызывает "скорую" ребенку, потому что боятся огласки,
— отметила в комментарии сайту "24" юрист Анна Маляр.

Причины недоразумений

Как пояснил сайту "24" семейный психолог Роман Мельниченко, в украинских школах до сих пор существует директивная работа с детьми, "сверху". Вся система образования "больная", она и создает проблему: продуцирует среди учителей бедность и плохое отношение к работе. При этом – переполненные классы и перенапряжения. Поэтому учителя думают, как им заработать, в том числе – занижают оценки, чтобы заниматься с детьми факультативно и тому подобное.

Поскольку низкая мотивация, низкая зарплата – педагоги очень быстро "перегорают". Я не один раз работал с такими специалистами – хорошими, которые стремятся работать. Но просто не могут этого делать, потому что неадекватный доход. Человек "перегорает" и уходит со школы, или просто переключается на эту директивную систему, потому что так проще. От этого не выигрывают ни дети, ни учителя, ни государство,
— пояснил специалист.

Юрист Анна Маляр рассказала, что существует целый ряд причин, по которым возникают конфликты в школе. Часть родителей не довольна оценками ребенка, и там тоже есть юридические пути – что надо делать. Часть родителей говорят, что учитель жестокий, хам. Часть – недовольны одноклассниками и вопрос – что делать, если ребенка бьют или обзывают. Кто-то не доволен, что в школу не пускают, закрыты двери. Еще часть – не довольны поборами в школе, — пояснила она и добавила, что каждый из вопросов имеет свои механизмы решения. Главное – не молчать.

Как решить конфликт

Вопросы можно и нужно решать. Сначала, если конфликт не слишком глубокий, его можно попробовать решить с помощью психолога. Главный инструмент, опять же – говорить о проблеме. С ребенком, с учителем, психологом, директором.

Первое – на уровне семьи. Нужно обязательно выяснить, проблемы у ребенка с адаптацией не через семейные внутренние причины. Ведь школа несет ответственность за обучение ребенка, а не за ее воспитание. Так же за психологическое здоровье школьника отвечают родители, а не школьный психолог. Это нужно помнить, как говорят, "как отченаш".

Второе – уровень учитель-дети. Бывает, что учителя, того не ведая, подталкивают к издевательству над некоторыми детьми. Например, учитель может позволить себе высказаться в адрес любого ученика, что он "слабый" или даже "тупой". Дети это воспринимают как разрешение на агрессию в отношении этого ребенка.

Третье — коммуникация между самими детьми, надо смотреть, кто может вносить определенный деструктивный элемент. Это работа психолога с классом как со структурой.

По мнению Романа Мельниченко, школьный психолог может решить конфликт. Если ставит цель увеличения коммуникации в середине класса, увеличение толерантности, понимания, симпатий, чтобы класс не был поделен на группы.

Я советую брать школьного психолога, приглашать его на совместную встречу с ребенком, родителями, семейным психологом, прояснять эту ситуацию изнутри. А потом этой же компанией идти к педагогу и говорить с ним не с позиции, что он в чем то не прав, а с тем, что есть такой ребенок, с ней стоило бы вести себя так-то. И школьный психолог должен был бы быть посредником между родителями и педагогом, чтобы учитель не чувствовал, что на него давят,
— пояснил семейный психолог.

Если ребенка ругают на уровне класса, то и сама модель – только с участием класса. Когда приходят школьный, семейный психолог, учитель, даже директор – и проводится разъяснительная работа.

По наблюдениям Мельниченко, если педагог готов идти на встречу, и если все грамотно организовать, а не "нападать" на него, то ситуацию, как правило, удается решить.

Однако специалист отметил, что и здесь существуют трудности: сколько для этого нужно психологов и какая у них должна быть зарплата, чтобы они могли работать с каждым классом в школе. Ведь это длительный процесс.

Сегодня крупные компании нанимают специалистов, которые проводят то, что называется тимбилдинг – когда людей учат работать в команде, толерантности, как правильно выражать свои мысли, чтобы совместная работа коллектива шла на благо компании. Так же можно работать над классом – чтобы у них было развитие, динамика. Чтобы детям было интересно учиться, и чтобы происходила коммуникация учитель-дети. Но сегодня это возможно далеко не во всех школах. Ведь школьные психологи тоже "сидят" на полставки, и один психолог на всю школу,
— отметил Мельниченко.

Что надо помнить родителям

Впрочем, специалист отметил, что у нас в законе написано, что если родителям не нравится педагог, то школа должна обеспечить таким, который нравится.

Если родители будут знать свои права, то будут знать, как школьную систему заставить обеспечить эти права. С этим можно приходить к директору, и заставить делать то, что они должны. Вплоть до необходимости обеспечить ребенка индивидуальными занятиями, если это необходимо. И все это – бесплатно,
— пояснил он.

Поэтому, пояснил Мельниченко, школе не выгодно вступать в конфликт, и как правило, достигается компромисс. Пусть это уже будет "холодный конфликт", но учитель уже не сможет ставить ребенку "двойки" просто так. Директору выгоднее стать на сторону родителей, и не рисковать имиджем школы и собственным.

Если психолог бессилен

Впрочем, по словам юриста, как показывает практика, школа далеко не всегда идет на улаживание конфликта, по разным причинам. И даже если ситуация переходит в состояние "холодного конфликта" – это не лучший выход для психологического здоровья ученика.

Поэтому Анна Маляр советует – если есть конфликт со школой, то лучше перейти в другую школу. Потому что он все равно отразится на ребенке.

"Если проблему решить не удается и вы зашли в тупик – смените школу", — подытожила юрист.

Читайте также о реформах в сфере образования