Городская власть подарила 75 копий металлического ключа, который когда-то принадлежал еврейской синагоге, людям, которые популяризируют еврейское наследие региона. Юбилейные мероприятия, которые включали молитвенный концерт в "Пространстве синагог", принадлежат к попыткам восстановить забытые воспоминания о евреях, которые когда-то были неотъемлемой частью региона – так пишет об этом событии The Japan Times.
Читайте также: "Московско-жидовская власть": мэр украинского города отличился антисемитским заявлением (видео)
Стеклянные ключи - это работа американского скульптора и исследователя Рейчел Стивенс, которая нашла их металлический оригинал на уличном рынке Львова, ища остатки еврейской культуры в восточной Галиции в рамках своего исследовательского проекта. Впоследствии она организовала выставку своих работ под названием "Ключ от города".
Стивенс использовала стекло для копий, так как в еврейской традиции этот материал означает "хрупкость жизни". "Их создание стало ощутимым способом выразить мое горе о прошлом и мою надежду на будущее", - пояснила художница.
75 стеклянных копий металлического ключа были вручены людям, которые работают над сохранением памяти о еврейском населении Львова и региона
"Не дай Бог нашему городу еще раз пострадать от такого несчастья. Сегодня мы даже не можем себе представить боль, унижение и горе, которое тысячи львовян пережили в прошлом веке", - заявил во время церемонии награждения львовский городской председатель Андрей Садовой.
Мэр Львова вручает стеклянный ключ польской писательнице Янине Хешелес, которая выжила в Яновском концлагере
Среди награжденных - Марла Рошер Осборн, американка, которая возглавляет программу "Еврейское наследие Рогатина", один из проектов которой - восстановление еврейского кладбища вблизи Рогатина.
Ирина Мацевко, заместитель директора Центра городской истории Центрально-Восточной Европы и организатор мемориальных мероприятий во Львове, заявила, что впервые западноукраинский город признал усилия по сохранению исторической памяти таким образом.
По ее мнению, в украинском обществе растет осознание необходимости помнить евреев, которых уничтожили нацистские силы, в некоторых случаях с участием местных жителей.
К инициативе по восстановлению исторической памяти относятся введение курсов еврейской истории в университеты, новые исследования молодых украинских ученых и усилия активистов, такие как реставрация еврейских надгробий, которые использовались для прокладки дороги и возвращения их на кладбище.
Это часть процесса возрождения памяти еврейского наследия. Конечно, этот процесс медленный. Я хочу, чтобы он ускорился, но последние десять лет мы видели, как еврейское наследие возвращается в сознание людей и происходит много мероприятий. Очень важно, чтобы труд людей, которые этим занимаются, была оценен,
– прокомментировала Мацевко.
Как отмечает издание, до Второй мировой войны Львов и прилегающие территории принадлежали Польше. Тогда он был третьим по величине еврейской общиной в довоенной Польше после Варшавы и Лодзи. До первой мировой войны Львов и прилегающие районы были частью восточной Галицкой области Австро-Венгерской империи, а город назывался Лембергом.
В июне 1941 года Германия напала на Советский Союз, своего бывшего союзника. Когда немецкие войска вошли в город, они вместе с украинскими коллаборационистами убивали евреев в городе и в сельской местности. Занимая территорию, немцы истребляли евреев во Львовском гетто, лагере смерти Белжец и принудительном трудовом лагере в Яновска до июня 1943 года.
Из около 150 000 еврейского населения выжило только около 1%.
В послевоенные годы воспоминания об убитых евреях начали исчезать. Историк Омер Бартов назвал эту территорию "местом памяти и забвения, сосуществования и стирания", "большими надеждами" и "пунктирными иллюзиями".
Читайте также: Ксенофобия "с русским духом": кого бы россияне выгнали из страны прежде всего – детали в цифрах