"Молодой Папа" – неожиданный итало-испано-французский драматический сериал, снятый Паоло Соррентино. Хотя ажиотаж вокруг проекта не такой громкий, как вокруг "Шерлока" или "Игры престолов", его заметили ровно настолько, насколько нужно было для соответствующего признания.

Ведь картинки с Джудом Лоу, который курит сигареты, закутавшись в папские наряды, то тут, то там мелькают в сети, а информацию о втором сезоне уже официально подтвердили.

Ад

Я люблю Бога, потому что любить людей очень больно. Я люблю Господа, который никогда меня не покидает или покинул меня навсегда. Господь – даже без Бога – но всегда обнадеживающий и безусловный. Я священнослужитель и я отказался от своих собратьев и от женщин. Потому что я не хочу страдать, потому что я не способен склеить по кусочкам разбитое любовью сердце и пережить такое горе. Потому что я несчастен – как и все священнослужители. Было бы замечательно любить тебя так, как ты хочешь, чтобы тебя любили. Но это невозможно. Потому что я не человек – я трус. Как и все священнослужители.

Площадь Святого Петра, переполнена верующими, туристами и журналистами. Кардиналы, ожидая наконец на первую речь Папы, смиренно склоны головы. Не иначе, как явление Христа народу. Наконец перед миром с первым посланием выступит новый Папа: загадочный персонаж, молодой и непонятный, от которого можно ожидать чего угодно.

Ведь папский чин 47-летний кардинал Ленни Белардо получил в результате внутренних политических игр Ватикана. Наибольшая ирония в том, что сам Ленни не прикладывался к своему успеху: за него все сделали конкуренты и давние игроки политической кухни Ватикана.

Некоторые решили, что управлять таким молодым Папой будет куда легче, чем другими претендентами. Но как же они ошибались.

С первых часов своего "правления" Ленни доказывает всем персонажам этой микровселенной, что управлять здесь будет он, а не кто-либо другой. Католическая церковь знала немало фриков: как хороших, так и плохих. Начиная с избалованных средневековых пап, которые не чурались инцеста – и заканчивая шутниками, которые могли себе позволить простить своих несостоявшихся убийц.

Однако вряд ли церковь знала столь амбициозного, целеустремленного, бескомпромиссного – и одновременно такого потерянного, одинокого и растерзанного сомнениями Папу.

Вы забыли о Боге, – вот, что сказал Папа в своей первой проповеди, – я ближе к Богу, чем вы все.

И все смотрели на Папу, и даже не могли разглядеть его лицо, чего сам Ленни и добивался. Только силуэт на фоне темноты. И кто же это? Святой? Проклятый? Или ни то, ни другое? Для самого Ленни это будет долгий путь для самоосознания. Это поиск истинной веры. Своего места во вселенной. Своего спокойствия перед прошлым и будущим.

В конце концов, все как в хороших, монументальных произведениях мирового искусства, которые как бы все об одном и том же – но как мастерски это сделано сейчас.

Рай

Соррентино очень медленно раскрывает все карты. Сначала мы знакомимся с большинством основных персонажей, узнаем, какие они есть, чем занимаются, кем стали – и уже после, когда зритель так или иначе сформировал какое отношение к ним, нам показывают, почему собственно все персонажи стали теми, кем они теперьявляются и кем будут до смерти – или не будут.

Невозможно описать, сколько смыслов напичкано в сериал – каждый увидит что-то свое, для каждого, как и в Библии, если попробовать относиться к ней серьезно, можно найти что-то точное, правильное, точное.

И даже самые мерзкие на первый взгляд персонажи становятся мучениками, если не святыми. Жертвами, которых подмяло под себя колесо судьбы и случая.

Сам Ленни, даже став Папой, все равно сомневается в существовании Бога. Зачем покинул Ты меня? Если Папа Римский не верит в Бога, то кто тогда "нас" спасет. Но никто и не должен никого спасать.

Вероятно, такая случайная мораль, которых из сюжета можно вытащить на целую книгу афоризмов, заключается в том, что себя может спасти только ты сам и никто иной – но почему бы при этом не надеяться и на божью помощь? Сериал как бы подмигивает нам, когда вводит в сюжет "фантастические" элементы например зачатия бесплодной или исцеления. Что это? Чудо? Сила воли? Стечение обстоятельств? Божественное вмешательство? Самоубеждение?

Похожие чудеса даже для врагов Папы становятся доказательством его святости и его исключительности. И это накладывает двойную ответственность на Папу, который должен не ударить в грязь лицом перед историей, не изменить себе – и справиться со своей детской травмой.

Всех главных героев проведут своеобразной аллее прошлого. Выбор, сделанный нами или за нас, в любом случае влечет шлейф последствий – и с ними надо жить, потому что не удастся их изменить. А ошибаются все – даже сам Ленни.

Чистилище

Кто только свое время не использовал религию как площадку для художественных экспериментов. Можно сказать, что даже фанатики церкви, с особым наслаждением выкручивали суставы вероятным ведьмам, занимались скорее удовлетворением своих эстетических потребностей, чем действительно преследовали цель сделать мир лучше.

Впрочем, те времена ушли в прошлое и худшие элементы института церкви развлекаются немного иначе, о чем также не забудут напомнить на протяжении сериала: авторы не обошли и острых, проблемных вопросов, тесно связанных с церковью как институтом.

Педофилия, гомосексуализм, коррупция, лукавство, злоупотребление властью – Папа Пий, несмотря на свой цинизм и невозможный характер, все же положительный персонаж. И он действительно всеми силами пытается изменить мир там, где имеет на то силы.

Сначала довольно сложно понять и разобраться, что вообще происходит. Стиль, темп, антураж, персонажи, кадры, музыка – все выглядит очень неправдоподобным. Не в смысле, что некачественным, а наоборот – трудно совместить загадочный сериал о молодом Папе и такой блестящий стиль исполнения.

Визуально картинка несравненная, это можно раз отметить и больше до этого момента не возвращаться: операторская работа, внимание к деталям, длинные планы и неожиданные ракурсы.

Неважно, что происходит на экране: развешивает Папа свои носки, или двое священников исповедуются друг другу, или за спиной Пия ХІІІ внезапно появляются феминистки с обнаженным торсом и обвинительным надписью на груди – все снято настолько идеально, что можно наслаждаться одним только видеорядом .

Пий ХІІІ – едва ли не самый честный персонаж сериала. Это не значит, что папа не врет. Нет, он манипулирует, использует, запугивает, навязывает свою волю, но с ходом сюжета можно заметить, что действия эти, иногда жестокие или нехристианские, могут иметь совершенно иной характер – просто нужно взглянуть на них под соответствующим углом.

И наконец, в каком еще сериале Папа Римский будет подбирать гардероб под всеми забытый хит I'm Sexy and I know It.