Поэтому от тарифов "Укрзалізниці" зависят доходы огромного количества предприятий, реализация государственных программ и здоровье экономики в целом, передает "Обозреватель". "Укрзалізниця" входит в девятку естественных монополий Украины, которую еще в 2010 году определил Антимонопольный комитет Украины. Деться от неё некуда, но жить с ней невозможно.

Дело в том, что "Укрзалізниця" умеет решать свои финансовые затруднения только одним способом: при помощи повышения тарифов. С сентября она вновь планирует их изменить. На этот раз – унифицировать тарифы на порожний пробег вагонов для всех классов вагонов. Это первый этап унификации, второй планируется ввести с 1 января 2021 года – тогда произойдет индексация тарифов для всех видов грузов.

Грузоотправители потеряют на этом 0,383 млрд грн в текущем году, и ещё 2,9 млрд грн в 2021 году (по оценке самой же "Укрзалізниці"). Оценки бизнеса еще пессимистичнее: 1,2 млрд. грн. в 2020 году и 4-5 млрд. в 2021 году, а суммарный рост тарифов для бизнеса в 2021 году оставит +69% (оценки Европейской Бизнес Ассоциации). Такая унификация не что иное, как замаскированное повышение тарифов на грузоперевозки. Нет смысла отдельно выделять порожний пробег вагонов, поскольку он неотъемлемая часть грузоперевозок. А это направление у "Укрзалізниці" прибыльно: его рентабельность в 2016-2019 годах составила 27%, тогда как в Польше 17%, в Германии – 0,3%, в Казахстане вообще была отрицательной: "минус" 1%.

Очевидно, что "Укрзалізниця" ведет себя, как типичный монополист: старается выжать из бизнеса, который вынужден пользоваться её услугами, по максимуму. Хотя, как государственная монополия, она должна была бы руководствоваться, прежде всего, государственными интересами.

Нельзя сказать, что Антимонопольный комитет Украины бездействует в этой ситуации. Он часто выписывает "Укрзалізниці" предписания и накладывает штрафы. Например, 11 августа госкомпанию оштрафовали на 217,6 тыс. грн; 6 августа – на 18 млн. грн. Для частного бизнеса такие суммы были бы очень болезненными. Но, как мы знаем, "Укрзалізниця" – государственная монополия. Так что государство в лице АМКУ как бы наказывает само себя в лице "Укрзалізниці" и просто перекладывает деньги из одного "бюджетного кармана" в другой. На поведение УЗ эти штрафы никак не влияют. Такая безнаказанность порождает вседозволенность.

Полагаю, что лучшим решением в такой ситуации был бы карательный механизм в отношении должностных лиц госкомпаний, которые допустили подобные нарушения. Само предприятие наказания не почувствует, а вот его должностные лица – вполне. Санкции за нарушения должны быть серьезными, вплоть до увольнения.

Для того, чтобы внедрить подобный механизм персонализированных санкций, необходимо менять нормативное регулирование. Например, АМКУ устанавливает факты бездеятельности должностных лиц госкомпании или деятельности в ущерб интересам других субъектов: государства либо других предпринимателей. Нужна процедура, по которой Антимонопольный Комитет, при вынесении решения, обращался бы в Кабмин. Правительство, в зависимости от серьёзности нарушения, может либо снять директора, либо расторгнуть контракт с кем-то из членов Наблюдательного совета госкомпании. Либо уволить ответственного чиновника, если проблема в действиях регулятора.

Такая персонализация ответственности руководителей пойдет на пользу всем госкомпаниям, не только "Укрзалізниці". Она заставит их думать о том, какие последствия несут для экономики их действия, и почувствовать ответственность за них. Уверен, это скажется на самочувствии всей экономики в целом.