В своём предыдущем блоге я рассматривал перспективы давления мирового сообщества на Россию, в связи с аннексией Крыма. Однако, было бы вполне логичным более детально рассмотреть инструментарий и мотивацию европейских политиков. Напомню, что в марте страны Европейского Союза ввели санкции против 33 россиян - запрет на въезд и заморозка банковских активов. Рядовые украинцы и политики, в частности кандидат в президенты Пётр Порошенко, продолжают призывать к введению более жёстких и серьёзных санкций. Как далеко готов сегодня пойти Евросоюз ради Украины?

Рассмотрим инструменты, которые Европа может использовать для поддержки Украины в противостоянии российской агрессии. Дополнительные адресные экономические санкции или возможное эмбарго на поставки европейского оружия в Россию трудно будет согласовать между 28 членами ЕС. Однако отдельные группы стран ЕС могут самостоятельно ввести такие санкции в частном порядке.

Впрочем, даже отдельные санкции могут оказать сильное влияние на экономику России. В период 2008 - 2013 г. из страны было выведено 421 млрд долларов частного капитала, что составляет почти 20% государственного ВВП, и при этом международная инвестиционная позиция России оставалась хорошей. Отсюда можно сделать вывод, что значительные суммы российских капиталов инвестированы заграницей. Конечно, отследить их весьма непросто, поскольку большая часть средств выводится через офшоры, но именно они представляют собой наиболее подходящую цель для санкций.

ГРАФИК 1

Итак, наиболее эффективным будет применение комбинации адресных экономических санкций против влиятельных лиц, близких к российской правящей верхушке, против бизнес-интересов конкретных компаний (например, «Газпрома») и потенциального ограничения продаж в Россию товаров, от которых зависит экономика страны – таких как оборудование, химическая продукция, изделия медицинского назначения.

ГРАФИК 2

Хотя развертывание энергетических санкций кажется самым болезненным для России, на самом деле они куда сильнее ударят по членам ЕС – некоторые из них на 100% зависят от российского газа. Такой вариант нежелателен ЕС не только политически, но и, в первую очередь, экономически.

Следует помнить, что Россия, безусловно, прибегнет к ответным мерам. Например, заключением энергетических соглашений с другими странами, введением санкций по принципу «око за око» и т.д. Однако такая тактика будет приносить выгоду России лишь в краткосрочном периоде. В длительной перспективе результаты будут более благоприятны для Европы, в частности из-за слабой диверсифицированности российской экономики.

В любом случае, конфликт, инициированный Москвой, доказывает, что подход «все или ничего» в отношениях с соседями, практикуемый ЕС, уже не эффективен. Европе пора пересмотреть свою политику соседства, чтобы в дальнейшем уменьшить политические препятствия на пути в Европу. То есть, если Европа хочет получить новых сторонников она должна поумерить свои требования, которые могут сильно противоречить интересам третьих стран.