В случае повышения грузовых железнодорожных тарифов на 15% экономика химических предприятий просто не выдержит такой тарифной нагрузки, что вместе с другими негативными факторами окончательно "добьет" отечественый химпром. Такое мнение высказал в комментарии Минпрому президент Союза химиков Украины Алексей Голубов.

Как известно, в планах "Укрзализныци" поднять тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 15% уже с мая 2016 года. Ранее, в 2015 году, тарифы на ж/д перевозки уже были повышены на 30%. Однако это повышение не повлияло позитивно на качество услуг монополиста: локомотивы, вагоны и сервис остались прежними.

Искоренение коррупции и расточительства в деятельности основной транспортной структуре страны, какой является "Укрзализныця", позволит значительно улучшить ее финансовое состояние, привлечь как внутренние, так и внешние капитальные инвестиции для обновления подвижного состава и инфраструктуры, обеспечит рост объемов грузоперевозок и увеличение доходности "Укрзализныци", — уверен Голубов.

В то же время Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький выразил уверенность, что индексация грузовых тарифов на 15% является на сегодня неприемлемой ни для ГМК, ни для других ключевых грузовладельцев "Укрзализныци". "Ценовая конъюнктура на сырьевых рынках зачастую не позволяет покрывать даже переменные затраты на производство продукции. Большинство предприятий работает в убыток только для сохранения рынков сбыта. На этом фоне необоснованное повышение ж/д тарифов может оказать решающее негативное влияние на конкурентоспособность национальных промышленных производителей", — отметил он.

Против повышения тарифов выступили также зернотрейдеры и сельхозпроизводители.

Генеральный директор крупнейшего украинского сельхозпредприятия "Нибулон" Алексей Вадатурский отмечает, что повышение грузовых железнодорожных тарифов с 1 мая на 15% нанесет удар как по зернотрейдерам, так и по сельхозпроизводителям.

Зернотрейдеры утратят средства по переходящим запасам, а сельхозпроизводители пострадают еще больше, потому что это будет удар по закупочным ценам: они будут снижаться, чтобы компенсировать рост затрат на логистику, ведь иначе зернотрейдеры не смогут продать свою продукцию на внешних рынках, где очень сильная конкуренция, — пояснил он.

Исполнительный директор ассоциации "Укрцемент" Роман Скильский считает, что любую индексацию грузовых ж/д тарифов нельзя проводить до создания Национальной комиссии по вопросам регулирования транспорта. "Для цивилизованной политики в сфере транспорта нужна стратегия, а не реакция. Сегодня решения принимаются безответственно и в спешке. Логичный подход – создать орган, который сможет независимо и компетентно оценить влияние такой индексации на разные отрасли народного хозяйства и потом, если это допустимо, такое повышение проводить", — отмечает он.По словам исполнительного директора ассоциации предприятий стекольной промышленности "Стекло Украины" Владимира Цветова, стекольная отрасль переживает кризис. Рост затрат, в том числе на ж/д перевозки, станет причиной снижения объемов производства.

Стекольная отрасль, как и другие сферы промышленного производства Украины, в последние два года столкнулась со сложными вызовами. Это и падение спроса со стороны отраслей, потребляющих нашу продукцию, и проблемы с обеспечением предприятий некоторыми видами сырья, и наличие ввозных пошлин на кальцинированную соду – критического импорта для стекольщиков, и многое другое. Любое дополнительное увеличение расходов в текущей ситуации может привести к росту себестоимости и дополнительному снижению объемов производства.

По словам Цветова, прежде всего необходима оптимизация работы самой УЗ, особенно в сфере закупок. "Последние годы на слуху одни скандалы: то дизельное топливо купили дорого, то АМКУ заблокировал тендер из-за жалоб участников. Уверен, что с закупками остальных ресурсов у них аналогичная картина. По какому принципу закупается электроэнергия, вообще никому не понятно. Если навести порядок в сфере закупок, можно сэкономить несколько миллиардов гривен, а тогда и повышать ничего не придется", — отметил эксперт.