По оценке Офиса эффективного регулирования BRDO, внедрение RAB-тарифов на базе существующего нормативно-правового поля грозит ухудшением условий предпринимательской деятельности и дополнительными расходами для бизнеса от 281 миллиона грн в Ивано-Франковской области до 1,4 миллиарда – в Киевской.

RAB-тарифы (стимулирующее регулирование) – система тарифообразования для распределительных компаний, являющихся естественными монополиями, по которой доход компании зависит от качества предоставляемых ею услуг/товаров и регуляторной базы ее активов. Последнюю составляет собственная инфраструктура облэнерго, которая используется для распределения электроэнергии.

Стимулирующий подход является лучшей мировой практикой, которая стимулирует энергосервисные компании к сокращению издержек и модернизации сетей. Но его имплементация в Украине должна осуществляться при условии эффективного энергетического регулятора и сбалансированного подхода. В противном случае потребители получат высокие тарифы без реального улучшения качества услуг облэнерго. По нашим подсчетам, нагрузка на бизнес вырастет в среднем на 10%, по некоторым регионам – до 25%,
– отметил руководитель сектора "Энергетика" BRDO Алексей Оржель.

Подзаконные акты для внедрения RAB-регулирования в Украине были приняты еще в 2013 году. Однако в течение 5 лет их положения были существенно изменены, в частности:

– постановлением НКРЭКП от 08.10.2015 №2561 показатели предельной продолжительности перерывов электроснабжения снижены в 4 раза (до 150 мин. для города и 300 мин. для села, хотя и они в 3-6 раз выше, чем средние показатели в ЕС);
– вышеупомянутым постановлением НКРЭКП №972 норма доходности старых активов повышена с 5% до 12,5% , а новых – уменьшена с 14,79% до 12,5%.

Таким образом, НКРЭКП устанавливает одинаковый гарантированный уровень доходности облэнерго для старых (уже существующих) и новых (еще не созданных) активов в размере 12,5%. При этом стоимость активов энергокомпаний, определенных методикой ФГИУ (Приказ от 12.03.2013 №293), значительно превышает объем реально инвестированных в компанию средств.

Например, во время приватизации ПАО "Кировоградоблэнерго" его нынешним владельцем был уплачен государству 16 млн долларов за 51% акций. По результатам переоценки активов, их стоимость выросла до 271 млн долларов (то есть в 8,5 раза). Теперь, согласно решениям НКРЭКП, владелец компании будет получать 12,5% от переоцененной стоимости ежегодно. То есть, уже за первый год действия RAB-регулирования владелец ПАО "Кировоградоблэнерго" получит в 2 раза больше средств, чем уплатил за компанию.

Для надлежащего введения RAB-регулирования в Украине, считают эксперты BRDO, необходимо:

  1. Переоценить активы облэнерго в соответствии с их приватизационной стоимостью. В таком случае, норма дохода может устанавливаться на уровне учетной ставки НБУ – 12,53%, или в случае начисления нормы дохода на активы, стоимость которых оценена в соответствии с действующей методикой (приказ ФГИУ от 12.03.2013 № 293), предусмотреть ее на уровне 1 - 5%.
  2. Повысить требования к качеству услуг и установить зависимость нормы дохода от их выполнения.

Подробнее ознакомиться с проблематикой розничного рынка электроэнергии в Украине можно в Зеленой книге, разработанной экспертами BRDO, по ссылке.