Это уже третье собрание комиссии, два предыдущих заседания результатов не дали. Между тем, уже третий месяц в Бюро работают всего три человека – глава ДБР и два его заместителя, еще несколько человек определены в патронатную службу директора. При этом у агентства до сих пор нет здания, между главой и заместителями разгорается противостояние, а директор самолично принимает решения, которые противоречат или не предусмотрены законом.

Читайте также: Директор ГБР Труба озвучил уровень своей зарплаты

Это не паникерство и не истерика. Мы действительно хотим помочь создать этот орган законно, а не кулуарно и через колено. Между тем, одно из краеугольных правоохранительных органов в стране формируется крайне медленно и с нраушением закона, что подрывает доверие ко всему процессу.

Вчера комиссия должна была определить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей территориальных управлений и центрального аппарата, а также сотрудников подразделений внутреннего контроля – персонала, который непосредственно будет проводить проверку всего остального штата ДБР на полиграфе. И уже на этом этапе допущены два грубых нарушения закона.

1. Директор Бюро Роман Труба решил лично утвердить квалификационные требования к этим сотрудникам, что напрямую противоречит закону про ДБР, который четко указывает, что директор Бюро не имеет полномочий определять требования к главам территориальных органов, руководителям управлений центрального аппарата и органов внутреннего контроля.

2. Директор ДБР заявил, что он уже разделил сотрудников ДБР на тех, у кого будут спецзвания и тех, у кого их не будет. В частности, к атестованным он отнес сотрудников оперативных и следственных подразделений, подразделений внутреннего контроля и работников спецподразделений. Все остальные сотрудники, по мнениею директора ДБР, должны быть госслужащими.

В принципе, идея правильная. Но есть одна проблема: действующим законодательством спецзвания в принципе не предусмотрены для сотрудников ДБР, и подзаконным актом этот момент урегулировать невозможно. По факту, на данный момент все (!) сотрудники-работники ДБР являются госслужащими. При этом никто в Бюро не предусмотрел, как будут получать спецзвания сотрудники других органов, переходящие на работу в ДБР. На какую должность, например, будет переходить майор полиции, и что делать с его предыдущим званием, если он станет руководителем регионального управления.

Читайте также: Сын погибшего на Майдане активиста рассказал, почему тормозят следствие по делу майдановцев

Еще более странно повела себя Внешняя комиссия ДБР, которая дала согласие на такую процедуру. То есть, директор ДБР обратился к комиссии с предложением нарушить закон, а комиссия, обдумав предложение, решила, что да, закон нарушить можно. Еще раз подчеркну, это не вопрос трактовки. Согласно всем канонам, директор ДБР может делать только то, что предписано ему законом, а не все, что ему разрешит комиссия.

Одно из двух – либо Роман Труба сознательно нарушает закон, что впоследствии может вылиться в судебные разбирательства. Либо директор ДБР имеет договоренности в Парламенте о том, что закон поменяют, и ему разрешат действовать так, как он делает сейчас. При этом в Парламенте лежит как минимум три проекта документов про изменения в законе про ДБР. Авторами двух из них являются народные депутаты, в том числе и я. А третьего – Кабинет министров. Депутатские законопроекты не попадают в повестку дня, поскольку за них не хочет голосовать Народный фронт, некоторым членам которого удобно решать кадровые вопросы в ДБР в кулуарном режиме, напрямую с директорам Бюро.

Еще интереснее с правительственным законопроектом. Как выяснилось, в начале этого года правительство сфальсифицировало документы о подаче своего законопроекта в Парламент, по сути подложив под законопроект лета 2017 года совсем другую версию, разработанную под новоназначенного главу ДБР уже в январе 2018 года. Мы две недели не можем добиться от Кабмина проекта решений об этих законопроектах. В секретариате правительства банально не выдают протоколы и решения и не отвечают на запросы.

Абсурдность ситуации состоит в том, что несмотря на все эи нарушения закона и фактическое отсутствие требований к кандидатам, конкурс уже объявлен – прием документов начнется 2 марта и продлится до 2 апреля.

Автор: Мустафа Найем

Читайте также: Какой может быть миротворческая миссия на Донбассе: детали переговоров