Ранее сайт "24" рассказывал о сути реформирования в публикации "Реформа госслужбы-2: что изменят в министерствах".

На этот раз с помощью экспертов "Реанимационного пакета реформ" и представителей правительства разбирались подробнее: какими будут требования для занятия новых высокооплачиваемых правительственных должностей, как будут проходить конкурсы, какие именно обязанности будут у новых специалистов, и что будут делать нынешние сотрудники министерств.

Портал вакансий уже создан. И хотя переченя вакансий еще нет, на нем уже можно зарегистрироваться, создав профиль, и начать подачу документов в электронном виде.

Цель реформы

Министр Кабинета министров Александр Саенко заметил, что набор новых членов правительства – это важный этап комплексной и кардинальной реформы государственного управления.

Он пояснил: ключевая задача министерств – формировать политику, регулировать общественные отношения, устанавливать "правила игры" для бизнеса и граждан. До сих пор министерства вынуждены были управлять государственными компаниями, предоставляли сервисы и сертификаты, осуществляли контроль, но мало уделяли внимания разработке, прогнозированию и подготовке правительственных решений. И именно для этой функции – формирования политики министерства по соответствующим направлениям и будут заниматься директораты, которые создаются.

К концу года мы сможем набрать эту тысячу человек. Важен иной подход к их набору. Мы не ищем людей, знающих наизусть кипу бумаг. Мы ищем людей с аналитическим и стратегическим мышлением, навыками управления персоналом и коммуникации, которые смогут правильно организовать всю процедуру подготовки правительственных решений,
– уточнил Саенко.

Следовательно, задача следующая: не просто обновить кадровый состав министерств, а принять на работу людей, которые будут способны действительно формировать политику министерств.

Задача для директоратов

Председатель Центра политико-правовых реформ, главный эксперт по вопросам публичной администрации "Реанимационного пакета реформ" Игорь Колиушко объяснил, что "формировать политику" означает выбрать стратегию развития той или иной сферы. Но не просто выбрать, но и объяснить обществу, в том числе политикам, бизнеса, гражданам – почему именно выбрали то или иное и чем занимается правительство.

Эффективное правительство – когда каждое министерство в своей сфере ответственности должно четко понимать, как обстоят дела, проблемы и угрозы которые есть в этой сфере. Они должны все это обсуждать с гражданами, заинтересованными лицами. Благодаря этим коммуникациям и начинается понимание снизу, почему правительство делает то или иное,
– объяснил Колиушко.

Следующий этап – когда идентифицированы проблемы, нужно выбрать варианты их решения. И точно так же – коммуницировать при выборе решения, а уже потом воплощать его в жизнь. И точно так же публично – обсуждать результаты.

Нынешнее правительство, по словам Колиушко, к такой методике работы не способено, потому что его работа организована таким образом, что на эти главные задачи не остается времени.

Основная задача реформы заключается не в кадровом обновлении, а в создании в министерствах новых структурных подразделений, которые должны быть лишены обязанности делать рутинную административную работу, а заняты исключительно анализом состояния дел в сфере, за которую они отвечают, и коммуникацией с обществом,
– отметил Колиушко.

Также для работников министерств отныне вводится понятие KPI – система оценки эффективности деятельности, работа служащего будет ориентирована на определенный результат, который будет измеряться определенными показателями. От этого будет зависеть зарплата работника министерства и даже его пребывания в должности.

Пилотные министерства

Их 10: Минсоцполитики, Министерство здравоохранения, Минагрополитики, Министерство образования и науки, Минфин, Минрегион, Минэнерго, Мининфраструктуры, Минкульт и Минюст.

В следующем году реформа продолжится в других министерствах и распространится на центральные органы исполнительной власти.

Конкурсная комиссия и отбор

Конкурсный отбор достаточно сложный и жесткий. Кандидат должен пройти онлайн-тестирование на знание законодательства, еще один – на знание украинского языка, если человек учился за границей. Также кандидат должен пройти ряд структурированных интервью, успешно выполнить ситуативные задачи. Оцениваться при этом будут его аналитические способности и способность к критическому мышлению и работы с большим объемом информации.

Конкурсная комиссия будет состоять как минимум из трех человек: двое экспертов в области политики и один в сфере эйчару. Обязательно туда войдут представители собственно министерства, и также – представители общественности.

Зарплаты директората

Председатель Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко рассказал, что, как и было объявлено ранее, новым должностным лицам будет установлена надбавка к заработной плате в размере 40-45 тысяч гривен для руководителя директората, 35-40 – для руководителя подразделения в директорате, 30 тысяч гривен – для государственного эксперта. Вместе с должностным окладом, выплатой за ранг госслужащего и за выслугу лет плата работников директоратов (в зависимости от уровня должности) составит озвученные ранее 40-60 тысяч гривен.

Читайте также: Большая разница: сколько в Украине зарабатывают мужчины и женщины?

Впрочем, по словам Ващенко, в будущем благодаря реформе и перестройке деятельности министерств разрыв в зарплате между новыми и старыми работниками министерств будет постепенно сокращаться.

Мы должны получить мобильные, современные министерства, которые выполняют ключевую функцию анализа политики, оценки рисков, работы с обществом. Это приведет к оптимизации численности министерств и росту заработной платы всех служащих,
– сказал Ващенко.

Куда денутся старые чиновники

Как объяснила Ирина Гнутова, руководитель HR-службы Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, 5 директоратов этого года в их министерстве создаются за счет дополнительной численности. Но это временная мера, и когда директорат будет вполне способным работать, существующая структура прекратит свое существование.

Чтобы не было конфликта между новыми и старыми работниками, мы приняли решение быстро реформировать все министерство. Не ввести 10-20 должностей и 1-2 директората, а быстро перейти на новую систему работы и новую организационную структуру,
– отметила Гнутова.

Чтобы сократить разрыв между зарплатами, в Минрегионстрое используют фонд оплаты труда для выплат стимулирующих премий.

"Старые" работники министерств при этом также могут принять участие в конкурсе для работы во вновь директората и занять там должности там в случае успешного отбора.

Средства для реформы

Для запуска кадровой правительственной реформы европейскими партнерами Украины выделено около 100 миллионов евро. В 2017 году уже получили первую часть этой помощи – 10 миллионов. Эти средства, по словам Александра Саенко, пошли не на советников или аналитические отчеты, а непосредственно в госбюджет Украины, и благодаря им реформа началась.

Задача этой реформы – не создать временные структуры, которые будут работать, пока будут идти европейские средства. Задача – перестроить в целом работу министерств. На 2020 год мы хотим выйти на полноценно функционирующее министерство, не обремененное не свойственными полномочиями, с нормальной численности работников, имеющих соответствующую компетенцию и профессиональный уровень и конкурентную заработную плату уже из госбюджета,
– объяснил Саенко.

Итак, европейские деньги нужны на первом этапе. Далее работа министерств выстроится следующим образом: когда сократится количество ненужных функций, будет оптимизировано до 70% процентов обслуживающей работы.

Риски реформы

Главный риск, по словам Игоря Колиушко, в том, что провести конкурсы одновременно во всех 5-6 директората одного министерства будет тяжело технически. Поэтому эту схему начали менять: разрешили проводить конкурсы не во всех директоратах, а постепенно.

И это привело к тому, что министерства пошли разными путями. Некоторые министерства начали множить директораты, поняв, что по количеству директоратов приходит количество высокооплачиваемых рабочих мест. Появилось по 8 и даже 10 директоратов, как в Минрегионе. Это уже ни в какие концепции не влезает,
– пояснил эксперт.

Получаем ситуацию, когда нет утвержденной структуры со всеми директоратами со всеми сферами политики, за которые отвечает министерство, и граждане, которые хотели бы пойти на должности, теперь не знают, идти сразу или подождать полгода, потому что, например, в другом директорате его умения были бы более востребованы. Поэтому сейчас нужно, чтобы все министерства продумали и утвердили свою структуру со всеми директоратами и показали ее обществу, подчеркнул Колиушко.

Когда появятся первые директораты

По ожиданиям экспертов и чиновников, в начале октября должны быть проведены первые конкурсы, а в 20-х числах могут быть сформированы и первые директората.

Итак, в ближайшее время ожидаем утверждения всех директоратов, а также – наполнение сайта с тысячей вакансий. И дальше будем следить, кого же выбирают в директораты.

Читайте также: Новые стандарты образования в Украине: что изменит реформа